Авторские материалы Народный герой, изменивший лицо отечественного киноискусства: 90 лет со дня рождения Вячеслава Тихонова

8 февраля 2018, 14:47

Сегодня исполнилось 90 лет со дня рождения народного артиста России, одного из самых любимых до сих пор актеров театра и кино Вячеслава Тихонова. "Семнадцать мгновений весны", "ТАСС уполномочен заявить", "Дело было в Пенькове" – эти и многие другие фильмы с участием знаменитого актера навсегда остались в памяти и сердцах зрителей. О жизни, ролях и судьбе Тихонова вспоминает кинообозреватель "Вестей FM" Антон Долин.

Их, таких, было всего двое, которым удалось создать экранный образ такой мощи, что он пошел в народ и стал героем анекдотов: Бабочкин с его Чапаевым – до войны и Тихонов с его Штирлицем – после.

Нет, выдающихся фильмов в фильмографии Вячеслава Васильевича было предостаточно, и он не мог бы пожаловаться на нехватку внимания как со стороны зрителей, так и режиссеров и начальников советского кино. Но тихий ясноглазый разведчик, одиноко коротающий дни и решающий сложные задачки в самом сердце тьмы, в гитлеровском Берлине, был один, и 12-серийные "Семнадцать мгновений весны" Татьяны Лиозновой с 1973 года, когда фильм вышел на телеэкран, и как минимум до конца СССР оставались неповторимым кладезем крылатых фраз и емких образов.

Одного этого хватило бы, чтобы войти в историю, но у Тихонова было много больше. Чего стоит его выдающийся дебют в "Молодой гвардии" 1948 года (ему тогда было 20 лет) в роли молодогвардейца Володи Осьмухина; тогда актер и женился на Нонне Мордюковой, которая сыграла в том же фильме. Потом – чуть ли не десятилетие простоя, хотя была и роль Медведя в романтическом "Обыкновенном чуде", поставленном Эрастом Гариным на сцене. Но потом театр был отодвинут кинематографом навсегда.

В 1957 на Студии Горького появился хитовый фильм Станислава Ростоцкого "Дело было в Пенькове": тогда Тихонов, сыгравший роль тракториста Матвея Морозова, и стал героем-соло для "оттепельного" кино. С Ростоцким же подружился на долгие годы, сыграв у него в другие два десятилетия две другие не менее этапные роли: в 60-х – в эталонной драме о школьной жизни "Доживем до понедельника", в 70-х – в самом душераздирающем фильме "Белый Бим Черное Ухо" об одиноком хозяине и его псе.

И опять: трех ролей у Ростоцкого хватило бы на целую жизнь и полноценную карьеру. А у Тихонова было еще несколько огромных свершений, изменивших лицо отечественного киноискусства. "Жажда", "Мичман Панин", "На семи ветрах" и другие революционные и военные фильмы вовсю использовали эффектную внешность молодого актера. В 1967 Сергей Бондарчук пошел дальше, проявив через нее аристократа, мыслящего, сложного человека, идеального героя главного русского романа – Андрея Болконского в "Войне и мире". У Бондарчука он сыграл и еще раз, в "Они сражались за Родину" – своеобразном "Войне и мире" ХХ века.

В 1984 в детективном сериале "ТАСС уполномочил заявить" Тихонов продолжил линию Штирлица, а 4 года спустя в метафорическом и сложном "Убить дракона" Марка Захарова вернулся к драматургии Евгения Шварца и сыграл трогательного стареющего интеллигента, архивариуса Шарлеманя.

В постсоветском кино Тихонов снимался очень мало и избирательно. Сыграл архиерея Тихона в экранизации "Бесов" Достоевского, небольшую роль у Михалкова в "Утомленных солнцем". А последнюю роль – ни больше ни меньше самого Бога, старенького, блаженного и всемогущего – у Эльдара Рязанова в его "Андерсене". И почему-то сразу по умолчанию было понятно, что кто-кто, а Тихонов такую роль точно заслужил: он один был в ней не смешон, а таинственно уместен.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация