Разное время. Радиоканал За образованием на разваливающемся стуле
Программу "Разное время. Радиоканал" ведут Марина Артамонова и Дмитрий Желобков.
Тема: "Оснащение школ".
Директор сочинской школы, учительница которой разместила в соцсетях видеоролик о сломанной мебели в кабинетах и была уволена, написал заявление об уходе по собственному желанию. Об этом 7 февраля сообщили в мэрии курорта.
Сотрудники министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края с 29 января по 1 февраля провели выездную проверку школы № 4. Были выявлены нарушения финансово-хозяйственной деятельности. "Директор школы уволен, он написал заявление", – рассказала руководитель управления образования и науки администрации Сочи Ольга Медведева.
Активно обсуждаемый в Сети скандал начался с появления видео, где учитель биологии школы № 4 показывает ужасные условия, в которых учатся дети. Педагог сняла сломанные стулья и парты в одном из кабинетов. После этого руководство учреждения попросило её уволиться. Ситуацией заинтересовался губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, по поручению которого была проведена проверка. В свою очередь, администрация школы утверждала, что мебель испорчена "вследствие бесконтрольного и вандального поведения обучающихся на уроках".
Глава региона поддержал инициативу уволенного учителя. В итоге женщина вернула место в школе. Кроме того, региональные власти пообещали, что новые парты и стулья поступят в учебное учреждение в течение февраля.
На прямой связи со студией – Ольга Улиткова, председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ России.
Как обстоят дела с материально-технической базой средних образовательных учреждений?
О. Улиткова: По Закону об образовании каждая школа получает государственное финансирование, если она реализует государственный образовательный стандарт. Независимо, государственная эта школа или частная, все они получают фактически одинаковые деньги. Только частные школы оплачивают помещения, а государственные школы даже за помещения ничего не платят.
Ну, и, конечно, многое зависит от хозяина. Школа дальше сама эти средства распределяет на какие-то свои нужды, определяет, каким образом и сколько она будет тратить. Но делается это, конечно, с участием управляющего совета школы, а не одним только администратором. То есть, в целом многое зависит от того, как этими деньгами распоряжается школа.
На мой взгляд, всё не так уж плохо обстоит, как, может быть, когда-то было раньше. Сейчас в школах хватает практически всего. А если взять московские школы, конечно, это не показатель для всей России, но там сейчас и электронные школы внедряются, и чего только нет. В глубинке, думаю, похуже дела обстоят. Но в целом каких-то системных жалоб на то, что у нас в школе чего-то нет, детям не на чем писать и не на чем работать, в последнее время нет. А раньше одно время они были постоянно.
Что можно посоветовать людям, куда им жаловаться?
О. Улиткова: В этом году с учебниками у многих школ возникли почему-то проблемы. Но это, видимо, какой-то сбой. А жаловаться нужно в департамент образования, конечно. Если на уровне школ, то в управляющий совет. Если это будет коллективная жалоба в департамент, то, думаю, что возымеет действие. Во всяком случае, во многих регионах этот метод используется.
А может надо жаловаться в прокуратуру?
О. Улиткова: Это, смотря на что жаловаться. Если нет прописей, не знаю, насколько будет выглядеть адекватной жалоба в прокуратуру. Если совершается какое-то правонарушение в школе, то, наверное, есть смысл жаловаться в прокуратуру. Не думаю, что вопросом плохого ремонта должна заниматься прокуратура. Если есть подозрения на хищение, тогда да. Это может быть и Следственный комитет. А так, большую часть жалоб следует направлять в департамент образования региона.
Кто должен новые парты для школы покупать? Окна пластиковые вставлять? Устанавливаться "новомодные" классные доски? Кто за это отвечает?
О. Улиткова: Отвечает за это школа. Департамент перечисляет деньги на нужды школы, и уже сама школа решает, как она эти деньги потратит, что она купит в первую очередь, что во вторую, какой ремонт нужно сделать в первоочередном порядке. Может быть, не будет отремонтировано всё сразу. Самые разные проблемы решаются постепенно в зависимости от степени их важности и срочности. Это только школа делает.
Школа, которая закупает оборудование, парты, стулья, должна учитывать все технические требования, потому что от этого зависит здоровье школьников. Требования эти довольно строгие. И их нужно учитывать, чтобы сохранить здоровье детей. Это школа должна всё делать.
По поводу изменений, которые были внесены в Закон об образовании в 2013 году (ст. 101) и говорящих о том, что образовательные учреждения могут оказывать платные услуги. Что могут быть за платные дополнительные услуги, на которые с родителей могут собирать деньги? И могут быть такими услугами покраска школьных стен и замена окон?
О. Улиткова: Ну, что вы. Никаких стен нет ни в платных образовательных услугах, ни в каких других вариантах. Это незаконный побор, который запрещён.
Но деньги все равно продолжают собирать. Например, на то, чтобы сделать натяжной потолок. Что можете посоветовать в данном случае?
О. Улиткова: Здесь нужно абсолютно точно обращаться в прокуратуру. Если это школа частная, то там ещё могут быть вопросы. Частные школы, получая такое же финансирование, как и государственные школы, постоянно предлагают родителям то ремонт сделать, то гардины повесить. И это бесконечная история. Но это в частных школах. В государственных школах дела обстоят строже. И родители должны понимать, что частные школы точно так же получают государственное финансирование. Если государственная школа что-то требует, то сразу в прокуратуру, будут приняты меры, так как это серьёзное правонарушение. Но в дополнительные образовательные услуги, конечно, это не может быть никаким образом включено. Дополнительные образовательные услуги – это кружки, секции либо дополнительные занятия.
В третьем чтении Госдумой принят закон о переводе школ на самофинансирование. Правда, что через два года школы после подписания данного закона перейдут на самофинансирование и содержаться будут вообще за счёт средств родителей без госдотаций?
О. Улиткова: Я не видела этих поправок. Но при той концепции закона об образовании, которая сейчас есть, при Конституции, которая гарантирует бесплатное образование в государственных образовательных учреждениях (по крайней мере, школьного образования), никак не может быть принят закон, который полностью переложит на плечи родителей оплату образовательного процесса. Этого быть не может. Но что там? Возможно, какие-то изменения будут в оплате. Сегодня мы платим только за присмотр и уход. Может быть, за дополнительные занятия будем платить, может быть, ещё за что-то, я не знаю. Но уверена, что там нет того, о чём говорила слушательница.
Родители чаще всего платят и сдают деньги в так называемые фонды школы, потому что не хотят, чтобы у их ребёнка были проблемы, хотят, чтобы он нормально доучился. Что делать в этом случае?
О. Улиткова: Тут, конечно, каждый решает сам по поводу поборов в некие фонды школ. Вообще, это преступление, если это государственная школа. И можно обратиться в прокуратуру. Если родители боятся, что их детям что-то в связи с этим будет, могу только посоветовать объединяться в общественные родительские комитеты (города, района), и тогда будет проще эти проблемы решать. Когда не один родитель выступает, а обращается целая общественная организация. И поди найди там, кто ей об этом сообщил. Родительское сообщество может влиять на какие-то процессы, которые действительно системные, и стараться изменить ситуацию к лучшему. Только так, потому что действительно страшно за ребёнка, если ты один воюешь с системой. Как это на нём скажется, конечно, понятно. Поэтому могу пригласить приходить к нам и будем бороться вместе.
Полностью программу слушайте в аудиофайле.
Разное время. Радиоканал. Все выпуски
- Все аудио
- Ориентация на местности