Сигналы точного времени Час с автоэкспертом Игорем Моржаретто
Программу "Взлётная полоса" ведут Анна Дворецкова и Василий Белоусов.
Гость в студии – автоэксперт Игорь Моржаретто.
Рекламные баннеры, предупреждающие об опасности необдуманного обгона, появились на дорогах России. Дело в том, что по итогам прошлого года количество аварий из-за выезда на встречную полосу там, где это запрещено, выросло более чем на 21%. Таких ДТП произошло полторы тысячи. В них погибли 585 человек, что на треть процентов больше, чем годом ранее. Причем в большинстве случаев аварии происходят там, где выезд на встречку не запрещен.
И. Моржаретто: Вообще, если честно, число аварий у нас сократилось так же, как и сократилось число погибших и раненых на дорогах. Это приятная тенденция. И некую в это лепту внесли, конечно, пропагандистские меры. Но тут надо понимать, что, безусловно, если человек один раз увидит этот плакат, у него ничего в голове не произойдёт. Но если ему всё время будут напоминать, как правильно ездить на дороге, наверное, что-то он и запомнит. Тем более что многие книжечку с ПДД в руках не держали уже многие годы.
Поэтому у нас то и дело проходят те или иные кампании. Я считаю, что это вещь необходимая, многие из них достаточно хорошо сработали. Например, была очень хорошая кампания "Просто пристегнись", когда разные персонажи, в том числе VIPовские, фотографировались пристёгнутыми. И везде эти плакаты стояли.
Была кампания "Выбери, куда посадить ребёнка". Другие подобные вещи есть. От них, может быть, немедленного эффекта нет, но, наверное, надо как-то людям внушать необходимость соблюдать элементарнейшие правила. Особенно надо воздействовать на тех людей, которые давно отучились в автошколе, что-то уже подзабыли, и им просто надо напоминать.
Но у нас иногда увлекаются необоснованным и необъяснимым увеличением штрафов, введением каких-то новых наказаний. Почему необоснованным? Потому что они должны быть как-то технически обоснованы. Например, повышаем мы штраф на 100 рублей, и это даст вот такой-то эффект, потому что… А у нас часто просто говорят, а давайте-ка повысим штраф на 1000 рублей. Почему на эту сумму? Зачем? Потому что все перестанут после этого нарушать? Не перестанут.
К сожалению, тут вопросы очень тонкой психологии задействованы. Существует какое-то количество людей, которые нарушать правила будут всегда. Для борьбы с такими людьми, например, в Германии имеется "идиотен-тест". Он предназначен для людей, которые совершенно бессмысленно периодически нарушают правила. Да, в Германии существует механизм лишения прав для таких людей. И их потом направляют на "идиотен-тест", который сдать очень непросто. А ещё и дорого, потому что каждая пересдача стоит сотни евро. Вопросы там сложные, не всякий сразу догадается.
И просто есть люди, которых не пугают никакие наказания. Существуют также люди, поведение которых объяснить может только опытный психиатр. Так вот, какое-то количество людей, которые не уважают и не соблюдают Правила дорожного движения, существует в любой стране. И их надо вычислять с помощью каких-то тестов. Не обязательно это должен быть "идиотен-тест". Есть страны, где для этих целей введено психологическое тестирование. У нас тоже есть некие вариации, чтобы убрать с дорог этих людей. Но самое главное – такое количество людей есть и в США, и в Европе, и в самых благополучных странах мира. Поэтому не надо строить законодательство из расчёта на этих безумцев. Законодательство надо строить из расчёта, что большинство водителей в России – люди вполне адекватные, соблюдающие ПДД. И не надо для всех выдумывать наказание, которое, может быть, пригодится для одного безумца. С одним безумцем пусть доктора работают.
Что касается ситуации с обгоном, это чаще всего нарушение правил обгона, когда мы начинаем пересекать сплошную, или чаще это просто наша какая-то неправильная оценка ситуации? Вроде бы как делаем всё по правилам, но до встречного транспорта не рассчитали расстояние или со скоростью что-то намудрили?
И. Моржаретто: Именно так. Есть, конечно, какое-то количество нарушений правил обгона, когда обгоняющий начинает или заканчивает или совершает полностью маневр с пересечением сплошной и движением по встречной полосе. Но чаще человек просто не рассчитывает свои силы. Не рассчитал расстояние, не учёл возможности автомобиля, погодные условия, не справился с управлением, пошёл в обгон на слишком высокой скорости. Вариантов существует десятки и сотни, а результат может быть один и достаточно плачевным. Задача очередной пропагандистской кампании, которая стартовала в России летом 2017 года, заключается в том, чтобы как раз заставить людей задуматься о том, что в каких-то ситуациях, особенно если есть пассажиры или дети в салоне, нужно быть трижды внимательными и осторожными при обгоне. Потому что начинает человек обгонять машину, а там какой-то поворот начинается. И, может быть, тут не запрещено было совершать обгон, но видимость оказалась плохой. Формально нарушения при обгоне на повороте может и не быть, но в результате машины пострадают. Особенно страшно, если человек погибает в такой аварии, когда все могут оказаться правыми.
МВД предложило усилить наказание для пьяных водителей. Число ДТП, совершаемых нетрезвыми водителями за 11 месяцев 2017 года составило 14 366 случаев.
И. Моржаретто: Нет, у нас всё хорошо. Конечно, я преувеличиваю, не всё хорошо, но тенденция положительная, количество подобных нарушений уменьшается. Несколько выросло количество людей, лишённых прав за пьяное управление, но я считаю, что это хорошо. Потому что это говорит о том, что лучше стала работать полиция, и меньше стало возможностей откупиться. Наверное, в каких-то регионах это так. Не могу сказать, что во всех.
Поскольку существует набор постулатов, которые были озвучены президентом на позапрошлогоднем Госсовете в Ярославле, сейчас многие ведомства в рамках выполнения поручений президента что-то предпринимают. Но пока мы будем заниматься пропагандой, результат у нас появится лишь через 20 лет. Если мы изменим программы обучения в автошколах, то опять-таки результат будет через 10 лет. Проще отчитаться, что усилено наказание.
Я считаю, что, безусловно, надо пропускать пешеходов на пешеходном переходе, но в прошлом году было без обсуждения принято решение об увеличении штрафа с 1500 рублей до 2500 рублей. Без всякого обоснования, потому что это одно из выполнений поручений президента. Хотя нет ни системы видеофиксации этих нарушений, нет ни нормальных критериев, как оценивать данное нарушение. Более того, сократилось количество гаишников на улицах. Соответственно, только они могут вынести решение. Не очень всё понятно. Но давайте увеличим штраф и отчитаемся, что выполнили такое-то поручение.
То же самое касается сегодняшнего предложения МВД ужесточить наказание за повторную пьяную езду за рулём, предусмотрев уголовное наказание до четырёх лет. Почему до четырёх лет? У нас и так тюрьмы переполнены. Давайте в каждом конкретном случае разбираться с каждой конкретной ситуацией. А тут сразу, если в пьяном состоянии совершил ДТП, пойдёшь за решётку не менее чем на четыре года. Почему не меньше? А бог его знает, что было в этой ситуации. Кто там виноват, что было на самом деле? Я считаю, что надо категорически строго наказывать людей, которые садятся пьяными за руль, но при этом не надо ставить задачу обязательно посадить такого человека. Предложение это мне кажется не слишком обоснованным.
И второе, я тут был на прошлой неделе в Сочи. И мы с моими друзьями там попали в не очень приятную ситуацию. Это был тест-драйв. Мы катались вокруг Сочи на новых красивых машинках. И там очень много было гаишников. Я просто такого количества гаишников в одном месте давно в России не видел. Стояли буквально на каждом километре, ловили и реально пытались развести. Я был не за рулём. Остановили нашу машину, и говорят, что у вас запах, сейчас повезём на освидетельствование. Я – умный, говорю им, что поехали. Они, два весёлых старших лейтенанта, моего товарища отвели в сторону и начали ему объяснять, что ему будет, если он вчера пил. А он накануне выпил фужер белого вина, и было это в 15.00. После этого были сначала ужин, а потом завтрак. Извините, но я в себе уверен. Нет, говорят, повезём вас на освидетельствование и что у них там всё схвачено. Если официально разбираться, то это будет стоить 10 тысяч долларов, а если сейчас, то 5 тысяч долларов, и вы свободны. Я пошёл разбираться с ними. В конечном итоге они нас мило отпустили, хотя пытались торговаться. Но всё-таки они оказались патриотами, сказали, что в суде с нас возьмут 10 тысяч долларов, а они возьмут половину этой суммы и в рублях (300 тысяч рублей). В конце концов, они уехали, поняв, что не на того нарвались.
А дальше ещё один экипаж, буквально через час, пытался проделать с нами то же самое, но в другом месте. Повезём на освидетельствование, там вас точно примут, потому что у нас там все врачи купленные, у нас с ними есть договорённость и т.д.
К чему я всё это веду? Ребята обнаглели совершенно. Я боюсь, когда наши законодатели говорят, давайте увеличим штраф до 400 тысяч рублей, то это станет чудовищной опасностью для автомобилистов в смысле коррупции. Я очень давно не имел повода говорить плохих слов о гаишниках. Потому что лично я встречал их в последнее время раза четыре за год. А тут они представились, назвали причину, что у них идёт антитеррористическая операция, что проводится проверка документов, и сразу начали разводить. Во-первых, сказали, что машина на юридическое лицо, поэтому должна быть доверенность. А я, вот он, рядом сижу, поэтому какая доверенность? Тогда спрашивают, а где путевой лист? На что я им задаю вопрос, а где написано, что на эту машину нужен путевой лист? В ПДД написано, что путевой лист нужен в определённых случаях, касающихся перевозки спецгрузов.
Тогда они моего товарища увели и начали объяснять уже ему, что он пьян. Люди эти совершенно лишены всяческого страха. И это происходило на правительственной трассе на пути из Сочи в Красную Поляну. Причём если бы они остановили только нашу машину. Остановили они и вторую машину. И пытались точно так же развести другой экипаж. В такой ситуации я категорически против предложения МВД, потому что, как только повысится сумма штрафа, эти люди будут говорить, чтобы им не 400 тысяч заплатили, а 500 тысяч или ещё сколько.
Депутаты вновь предложили конфисковывать автомобили у тех, кто во второй раз попался в нетрезвом виде за рулём. И тут важно, что общественность поддерживает такие меры.
И. Моржаретто: В обществе, конечно, есть нетерпение к людям, которые совершают ДТП, тем более в пьяном виде. Если провести опрос с предложением ввести за это смертную казнь, общественность на 100 процентов будет "за". Мне не кажется, что надо здесь прислушиваться к мнению общественности. Здесь надо прислушиваться к мнению юристов.
Есть несколько стран в мире, где пытались ввести конфискацию автомобиля. Конечно, очень плохо, отвратительно садиться за руль пьяным, тем более второй раз. Процедуру конфискации автомобиля пытались ввести в Белоруссии, но она, как известно, затихла. Один раз как-то публично попытались провести, но потом выяснилось, что существует масса бюрократическо-юридических моментов, которые невозможно решить. Условно, я такая сволочь, напился и второй раз поехал за рулём в пьяном виде. Но, во-первых, машина может быть зарегистрирована на жену. Она тут при чём? А если даже машина зарегистрирована на вас, а не на жену, все равно это совместно нажитое с ней имущество. Она и мои дети при чём тут? Возникает масса подобных юридических казусов, которые ни в одной нормальной стране мира решить не удалось. Вопрос этот сложный чисто юридически. Возникает масса вопросов по ходу действий, поэтому ни в одной стране мира конфискация не введена.
Мне вполне законным кажется предложение Минфина и Минюста, если оно будет принято, о залоге. Это, в общем, нормально. Когда человека останавливают в нетрезвом виде за рулём, его автомобиль отправляется на штрафстоянку, и он его получит назад только после того, как внесёт сумму залога, равную сумме предполагаемого штрафа. То есть, внеси 350 тысяч рублей, а потом разбирайся. В течение этого полугодия Госдума, видимо, примет данный закон.
Самое важное – попытаться воспитательными мерами (конечно, это не сразу скажется завтра) объяснить и внушить людям, что пить за рулём нельзя. Это, во-первых. А, во-вторых, надо сделать так, чтобы в обществе была обстановка категорического неприятия кого бы то ни было, кто пытается сесть за руль в пьяном виде. Но эта воспитательная работа на долгие годы. И к ней надо подключить автошколы, обычные школы, телевидение, радио, общественные организации.
В регламент ГИБДД внесли поправки, вновь делающие судей неприкасаемыми на дорогах. Опубликованный в четверг приказ МВД самым существенным образом изменил вступивший в конце прошлого года в силу новый регламент работы ГИБДД. Короткий период, когда дорожная полиция имела право штрафовать и задерживать судей за нарушения ПДД, окончился.
Полностью программу слушайте в аудиозаписи.
Сигналы точного времени. Все выпуски
- Все аудио
- Час с психологом