Разное время. Радиоканал Профессия – водитель

16 февраля 2018, 16:25

Радиоканал "Разное время" ведут Екатерина Курицына и Дмитрий Чернов.

Законопроект по разделению водителей на любителей и профессионалов должен быть подготовлен в федеральном Минтрансе в самое ближайшее время. Таким образом, в ведомстве хотят разделить всех водителей на тех, кто водит исключительно личные авто, и тех, кто за "баранкой" зарабатывает себе на жизнь.

Предполагается, что автолюбителей (первая названная категория) будут обучать в учреждениях дополнительного образования, а не как сейчас – в учреждениях профобразования. Они будут получать подкатегории С1, С1Е, D1, D1E.

Соответственно, для кого вождение – профессия, нужно будет пройти профессиональную подготовку и получить в водительском удостоверении соответствующую отметку. Это, по замыслу разработчиков, сократит аварийность среди перевозчиков. Впрочем, некоторые эксперты скептически смотрят на такой вариант развития событий.

Своевременной ли представляется инициатива разделить в ближайшее время в стране водителей на любителей и профессионалов? Возможно, в свете борьбы с уменьшением количества ДТП, это и имеет смысл. Но вот в плане того, останется ли такой же доступной ситуация с такси в том или ином городе, когда разделение наступит и в такси будут принимать только профессиональных водителей, не знаю. Этой мерой можно рынок такси серьёзно обрушить в крупных городах.

Чем отличаются профессиональные водители от любителей, учитывая то, что одинаковую автошколу заканчивали и тот, и другой? На связи – Александр Котов, председатель Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов.

На основании каких критериев человек сегодня может называть себя водителем-профессионалом? По истечению скольких-то тысяч километров, которые он проехал? По умению правильно оценивать габариты своего автомобиля? По тому стажу, что он провёл за рулём? По каким признакам водителя можно назвать водителем-профессионалом, а кого-то отнести всего лишь к любителям?

А. Котов: На самом деле с разрушением Советского Союза был утрачен институт профессиональных водителей. Профессиональный водитель отличался от водителя-любителя именно своим обучением. Водитель-любитель, в том числе и я в своё время, сдавал экзамены экстерном. Каждый мог подготовиться к экзаменам самостоятельно. Водитель-профессионал был вынужден обучаться профессии в течение продолжительного времени и с отрывом от производства. Его готовили государство или предприятия, на которые он после обучения шёл работать. И он должен был быть трудоустроен там до того, как его направили на курсы. То есть, водителя-профессионала готовили за собственные деньги государство или предприятие, причём не менее 6 месяцев.

Сейчас обучение идёт за счёт самого обучаемого. Человек, который хотел бы стать профессиональным водителем, не может получить качественное образование, так как отсутствует система подготовки водителей-профессионалов. И я догадываюсь, что не только водителей.

Вы говорите, что желающий не может получить профессиональное образование. А в чём заключается профессиональное образование? В том, что водитель-профессионал быстрее реагирует на какие-то чрезвычайные ситуации на дороге?

А. Котов: Сам процесс подготовки водителей и сама обстановка на предприятиях отделяли в то время зерна от плевел. Люди, которые не могли работать в той или иной профессиональной сфере, в том числе и водителем, туда не попадали. В каждой профессиональной сфере были свои требования. Так же, как и сейчас каждая сфера перевозок имеет свои требования. То есть, водитель должен знать очень много. И именно в этой сфере. Если он таксист, то он должен быть психологом. Он также должен обладать определёнными знаниями в медицинской области, чтобы мог оказать помощь пассажирам. Если это грузоперевозчик, то он должен знать, как крепить груз, как смещается центр тяжести у автомобиля, что может произойти с его автомобилем при боковом ветре и т.д.

Но и сегодня тех же дальнобойщиков явно обучают в каком-то соседнем классе отдельно от тех, кто получает права категории "B". Им же, наверное, всё это рассказывают и на экзамене проверяют?

А. Котов: Да ладно вам, о чём вы говорите. Для того чтобы подготовить профессионального водителя, требуется определённая сумма денег. И на эти деньги нужно человека обучить. У нас в стране в нынешней экономической ситуации какие деньги может заплатить водитель за своё образование? Ничего. Он платит лишь за получение корочек.

Вы выступаете за разделение всех сидящих за рулём на профессионалов и водителей-любителей?

А. Котов: Я за качественную начальную подготовку. Если изначально подготовка разделена по качеству и объёму, то и результат будет получен не одинаковый. Согласитесь, что для подготовки кого-то как водителя своего собственного автомобиля требуется затратить денег гораздо меньше. И этот человек должен иметь возможность заплатить за это своё обучение.

Но когда готовится профессиональный водитель, разве он не должен готовиться так же тщательно, как готовится, например, медицинский работник? Риск в этой сфере деятельности достаточно велик. А у нас на данный момент нет схема подготовки профессиональных водителей.

По-вашему, кого нужно принимать на работу в таксопарки?

А. Котов: Я семь лет отработал в таксомоторном парке. Я руководил ремонтом. Через мои глаза и руки прошли сотни водителей. И я прекрасно сам видел, как из нескольких человек, которые приходили к нам работать, одни оставались и продолжали работать, понимая при этом, что работают с людьми. И они могли с пятого этажа больную бабушку спустить на стуле к своему такси.

Сегодня в такси с каким уровнем обучения должны работать люди? С тем, что дают сегодня в обычных автошколах?

А. Котов: Конечно, с более высоким уровнем обучения должны быть водители такси. Водитель такси должен знать город как свои пять пальцев.

Чему необходимо учить водителей, которые должны работать в такси?

А. Котов: Сегодня техническое состояние автомобилей гораздо лучше, чем тех автомобилей, с которыми я сталкивался. Поэтому технику водитель такси может и не знать. Но вот как он будет управлять автомобилем в экстремальных ситуациях, должен понимать. Обучение вождению должно быть гораздо более длительным и качественным, чем дают сейчас в автошколах.

Чем отличается профессионал от любителя, когда случается критическая ситуация? Прежде всего, тем, что профессионалы реже попадают в критические ситуации, а некоторые вообще в них не попадают. Профессионал способен критическую ситуацию предвидеть. Его обучили так, что он в состоянии предвидеть возможную критическую ситуацию. А если, не дай бог, он в неё попал, то он понимает, как он должен в этой ситуации вывести свой автомобиль. Сейчас у нас этому не учат совершенно. У нас учат движению задним ходом, как подняться на горку и тронуться с места.

Полностью программу слушайте в аудиозаписи программы.

Разное время. Радиоканал. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Ориентация на местности

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация