Железная логика Без госзаказа космос не освоить
Персоны
Настоящее и будущее отечественной космонавтики и проеты Илона Маска. Гость Сергея Михеева и Сергея Корнеевского в студии "Вестей ФМ" – академик Российской академии космонавтики им. Циолковского, главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин.
МАРИНИН: Давайте сначала коснёмся конкурентоспособности. Прежде всего, я бы отметил, что рынок услуг по запуску космических спутников на орбиту не даёт основную прибыль.
МИХЕЕВ: У Роскосмоса?
МАРИНИН: В мире вообще. То есть это очень маленькая часть, может быть, 15%, может быть, 10%. Всё остальное – это космические услуги, это картография, навигация, связь и так далее. То есть прибыль даёт именно это.
МИХЕЕВ: Можно я просто буду перебивать, чтобы зафиксировать для слушателей. То есть вообще запуски – это всего лишь 15% от всех доходов от космической отрасли.
МАРИНИН: Ну, у разных стран по-разному, и у нас вроде в разные годы по-разному. Но в принципе это вот такой порядок.
МИХЕЕВ: То есть это вообще важный, но не самый главный показатель.
МАРИНИН: Да. Основной показатель – это госфинансирование, госзаказ. На науку, на пилотируемую космонавтику, которые, естественно, убыточные. А вот если вернуться теперь к нашей конкурентоспособности…
МИХЕЕВ: Извините, мне просто самому интересно. Естественно убыточные, что это означает? То, что вложения в эту сферу вообще, быстрой прибыли не дают?
МАРИНИН: Они никакой прибыли не дают. Я бы сказал, в основном никакой прибыли, потому что это как бы вложения в большую науку. То есть вложения в науку, ну, может быть, когда-то окупятся, но в принципе это просто вложения именно в продвижение науки, технологий, производства там и так далее. То есть тут ждать прибыли от этого невозможно. А вот коммерциализированные направления космонавтики, которые я уже называл, и не все ещё называл, они дают какую-то отдачу. Вот сейчас у нас в основном федеральная космическая программа направлена на то, чтобы как можно больше поднять вот этот сектор отдачи. То есть повысить окупаемость космонавтики за счёт предоставления космических услуг. И вывоз, то есть запуски, услуги по запуску занимают очень небольшую часть в этом приходе.
КОРНЕЕВСКИЙ: Так. И что касается картографии, навигация, связь – вот это приносит основную прибыль.
МАРИНИН: Примерно так. Да.
МИХЕЕВ: Секунду, можно я уточню. То есть, грубо говоря, вот эта вот новость, которая тоже по интернету как сенсационная прошла, что вот, мол, мы снижаем свою долю в запусках вообще, это не является такой лакмусовой бумажкой, что называется, однозначным показателем состояния дел в российской космонавтике.
МАРИНИН: Безусловно. То есть существуют страны, например… Вернее, не страны, а почему-то у нас считается, что чем больше мы запускаем, тем лучше. На самом деле наоборот. Потому что вот в 70-е годы у нас, например, было порядка 120 запусков в год, и считаю, что это было из-за безвыходной ситуации. Потому что жизнеспособность многих спутников составляла неделю – две, месяц, и их приходилось, особенно военные спутники, запускать как можно чаще. Отсюда очень много запусков, отсюда крупносерийное производство ракетной техники и так далее. Сейчас космические аппараты работают по 10-15 лет, не требуется такого количества запусков, поэтому, естественно, количество ракет снижается, поэтому количество снижается. Но здесь другое дело. Это вот запуски в интересах Федеральной космической программы. Все эти запуски заранее финансируются, заложены в эту программу. А вот коммерческие запуски…
МИХЕЕВ: То есть они не коммерческие.
МАРИНИН: Да. Они не коммерческие. Это по госпрограмме. Это оборонные запуски, научные запуски, по пилотируемой программе в основном и так далее. Вот это направление. А есть ещё коммерческие запуски по запуску зарубежных спутников.
Полностью слушайте в аудиоверсии.