За кадром М. Алёшин: пилот – главный источник информации о машине

26 января 2018, 23:40

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных – гости в нашей студии. Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром. Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл своё настоящее признание и находится на своём месте.

Гость программы – мастер спорта международного класса Михаил Алёшин. В своё время он был участником программы Red Bull Junior Team, гонщиком команды "Carlin Motorsport" в Мировой серии Renault и участником Moscow City Racing.

Наш гость стал первым российским автогонщиком, который смог выиграть гонку международной серии, одержав победу на первом этапе сезона Мировой серии Renault в Монце в апреле 2007 года. Тогда он опередил всех соперников, среди которых был и Себастьян Феттель, звезда "Формулы-1". Вообще, Михаилу доводилось выступать на этапах других серий. Так он присоединился к серии ФИА "Формула-2" в 2009 году и, заняв третье итоговое место, стал вторым российским гонщиком, заработавшим суперлицензию "Формулы-1". Ранее это же удалось нашему известному гонщику Виталию Петрову. В 2010 году Михаил вернулся в Мировую серию "Renault-3,5", где выступил за команду "Carlin Motorsport" и завоевал первый в своей карьере чемпионский титул международной серии. И прочее, прочее, прочее.

Где и как вы сегодня выступаете?

М. Алёшин: В этом году я выступал в американской серии "IndyCar", представляя нашу страну. Сезон сейчас закончился, и в данный момент я занимаюсь тем, что готовлю к следующему году российский прототип BR1, который будет выступать в одной из самых знаменитых гонок "24 часа Ле-Мана".

Чем эта работа интересна? Тем, что это полностью наш проект. Машина разработана российской компанией BR Engineering. Соответственно, в том числе и российские инженеры принимают участие в разработке этой машины. То есть, это технологии уровня "Формулы-1", и в данный момент проводятся все испытания данной машины. Я как раз скоро полечу на очередные испытания, которые продлятся всю зиму, проходить они будут очень интенсивно. И в 2018 году мы будем принимать участие в чемпионате мира за рулем этой машины.

Интересно. Думаю, у нас будет время, и мы более подробно поговорим об этом прототипе BR1, который вы только что упомянули. Но давайте обо всём по порядку. Как вы дошли до жизни такой? Почему именно гонки? Что предопределило ваш выбор? Это увлечение детства? Или, возможно, вы насмотрелись каких-то фильмов? Почему всё-таки гонки, как вы пришли в этот вид спорта?

М. Алёшин: Думаю, меня можно понять. Представьте себе: вам 7 лет, и вы первый раз проехали на карте. Мне кажется, вполне логично, что 7-летнему пацану после того, как он прокатился на картинге, естественно, захотелось прокатиться ещё, потом ещё и ещё, а затем стало понятно, что, может быть, стоит попробовать окунуться в профессиональную среду. То есть, после этого мы (я и мои родители) пошли в гоночную секцию, здесь, в Москве, тогда ещё были секции, чтобы там тренеры на меня посмотрели. И на первой же тренировке я опередил людей, которые занимались этим видом спорта уже пару лет. И тогда стало понятно, что, в общем, какая-то предрасположенность, видимо, у меня к этому делу есть. Но даже тогда, а мы стали уже заниматься этим более-менее профессионально, выступать в чемпионатах Москвы, области, потом в чемпионатах России, мы ещё не понимали, что это может быть какой-то серьёзной профессией и т.д. Это понимание пришло много позже, когда эта деятельность стала занимать большую часть моей жизни. А изначально никто не думал, что до всего этого дойдёт. Более того, никто даже не мечтал об этом. Всё как-то само собой получалось. Брались новые и новые высоты. И их всё было мало. Хотелось брать ещё. Как-то вот так до такой жизни я и дошёл.

Вообще, со скольких лет лучше заниматься автогонками? Просто иногда в спортивных программах на специальных телеканалах я вижу, как ребятишки гоняют на картах, потом у победителя берут интервью спортивные журналисты, карапуз снимает шлем, а ему всего 5 лет. Он мысли свои нормально выразить не может, а уже гоняет на карте. Какой всё-таки оптимальный возраст для начала занятий автогонками?

М. Алёшин: Что касается возраста, то я бы сказал, что раньше пяти лет начинать вообще никакого смысла нет. Потому что у ребёнка нет какой-то осознанности. Можно сказать, что больше мышечная память будет в этом случае работать. Оптимальный возраст – это 6-7 лет, но опять всё зависит от ребёнка, потому что дети развиваются по-разному. Известно, что кто-то из детей начинает разговаривать и в 9 месяцев, а кого-то и в три года сложно понять, о чём он пытается говорить. Поэтому здесь всё очень индивидуально. Но, в общем, я бы не стал этим заниматься раньше 6 лет, потому что это не имеет никакого смысла.

А насколько это опасно для ребёнка и приемлемо?

М. Алёшин: Дело в том, что нет каких-то серьёзных и больших скоростей в детском картинге. Понятно, что это не взрослая машина. Это во взрослом картинге машина может гоняться на скорости до 140-160 км в час. Детский карт едет со скоростью 20-40 км в час. Понятно, что это немало, учитывая, сколько лет ребёнку. Но для этого существуют специализированные трассы, специальные системы безопасности, шлемы, комбинезоны, защита шеи и т.п.

Ясное дело, что это не самый безопасный вид спорта. Самый безопасный спорт, наверное, – это шахматы. Но опять же, как мы все знаем из многочисленных анекдотов про этот вид спорта, можно заснуть, упасть и себе ферзём проколоть глаз. Или получить, например, доской по голове от своего оппонента. То есть, опасность присутствует везде, но с точки зрения травмоопасности я бы не сказал, что автогонки находятся в топе. Наверное, в топе всё-таки будут футбол, хоккей и другие виды спорта, где люди на самом деле почти ежедневно, так или иначе, травмируются на состязаниях и тренировках. Потому что это неизбежно в данных видах спорта. А автоспорт опасным становится уже потом, на более серьёзном уровне, когда соревновательные скорости становятся выше.

А каков верхний возрастной предел для молодого человека, с которого он всё ещё может начать заниматься данным видом спорта, чтобы стать автогонщиком?

М. Алёшин: Очень просто объяснить обывателю, что такое вообще занятия автогонками, как, впрочем, и любым спортом. Если вдруг вы захотели в 20 лет пойти и заняться автоспортом, то на профессиональном уровне выступать у вас не получится. Это то же самое, если бы я в 20 лет, не имея музыкального образования, решил поступить в консерваторию, причём как бы работать. Картинг – это начальная школа, базис для всех автогонщиков. После картинга начинаются (это можно назвать, наверное, институтом) младшие "Формулы" и т.д. Здесь уже более серьёзные машины и это последняя стадия перед тем, как выпустить тебя в жизнь в качестве профессионального спортсмена.

А профессиональный спорт в автоспорте – это "Формула-1", мировой чемпионат по гонкам на выносливость, где как раз наша команда SMP Racing принимает участие, это североамериканская гоночная серия "IndyCar", где я в 2017 году выступал. Да, туда невозможно попасть, если вы с утра проснулись и сказали себе, что хотите быть гонщиком, написали письмо в команду "Формулу-1", и тебе ответили, что да, почему бы и нет. Этим люди занимаются с детства. Точно так же, как люди профессионально занимаются музыкой с 4-6 лет. И люди, идя всю свою жизнь через боль и слёзы, становятся профессионалами в своём деле. Или не становятся. Мне кажется как-то так. Что касается автоспорта, это работает на 100 процентов. Если раньше, может быть, лет 30-40 назад, не было такого уровня в мировом автоспорте, поэтому картинг был не так важен в плане школы, то сейчас абсолютно все пилоты занимаются в детстве картингом. Если посмотреть на "Формулу-1", там нет ни одного пилота, который бы не занимался картингом, и нет ни одного пилота, который бы начал свою карьеру сразу с гонок.

То есть, все пилоты проходят какие-то одни и те же этапы подготовки?

М. Алёшин: Да, потому что это та база, которая должна быть, если ты хочешь стать профессиональным автогонщиком. И база эта должна закладываться с самого детства. В "Формуле-1" сегодня не ездит ни один пилот, который бы начал заниматься гонками в возрасте старше 8 лет.

Гонками может заниматься любой человек? Или всё-таки будущий гонщик должен обладать какими-то особыми качествами?

М. Алёшин: Способности требуются, как и везде. Естественно, человек должен быть талантлив, у него должна быть предрасположенность к этому делу. В принципе, как это было у меня. Ну как, например, объяснить то, что я никогда этим спортом не занимался, ни профессионально, никак, но, когда я пришёл в секцию, где люди более-менее этим занимаются серьёзно, то сразу стал ездить быстрее нескольких ребят, которые занимались этим уже достаточно давно – 1-2 года. Прямо с первого моего выезда на трассу. Это же никак не объяснить. Конечно, такие таланты и сейчас есть. И мне как бы ещё интереснее становится. Опять же есть программа развития автоспорта команды SMP Racing, частью которой я являюсь и которая как раз в первую очередь занимается развитием именно детского спорта, поддержкой талантливых детей. Глядя на них, становится сразу понятно, что этот человек может чего-то добиться, В принципе, изначально только такие критерии. Потом, когда уже в более-менее серьёзное русло этот спорт входит, понятно, что первоначальные данные важны, важен талант, но также очень важна работоспособность. Потому что на одном таланте ты далеко не уедешь. Нужно работать и пахать как лошадь с утра до ночи. И с точки зрения непосредственно езды за рулём автомобиля, и с точки зрения инженерной. Ты должен понимать, как что работает. Потому что, в конечном итоге, ты в своё время начнёшь принимать решения по настройкам машины и т.д. Это всё очень важно. И это не так, что вот ты отъездил гонку, вылезаешь из машины и всё. И пошёл по своим делам. После гонки проводится точно такой же разбор полётов и т.д.

Пилот-автогонщик находится в одной связке с механиками и техниками. Он им говорит, что вот на каком-то круге было что-то не так, что-то застучало, слышны были какие-то непонятные звуки, скорее всего, это связано с тормозами...

М. Алёшин: Образно выражаясь, да. Понятно, что мы не можем говорить в таких подробностях, когда тебе 7-8 лет. Но потом на серьёзном уровне, естественно, ты, несмотря на то, что машина увешана полутора тысячами датчиков, которые передают информацию на телеметрию (уже это на серьёзном уровне выступлений), тем не менее, пилот до сих пор все равно является самым главным источником информации. И только он тебе может реально сказать, что происходит с машиной с точки зрения её управляемости.

То есть, пилот – это главный датчик. Потому что в кабине сидит человек, который чувствует машину, понимает её, который ощущает её каждой своей клеткой?

М. Алёшин: Абсолютно верно, потому что разные машины ведут себя по-разному. И разные настройки дают разное поведение машины. Хороший пилот должен всё это чувствовать. Чем он больше чувствует, тем он больше информации должен доносить до команды. Чем больше информации у команды, тем, соответственно, у неё будет больше вариантов сделать самые лучшие настройки для этой машины. То есть, настройки – это очень важно. Как видно из практики, здесь очень много тонкостей. И, в принципе, начинается всё с детства. Мы не говорим про какие-то супермелочи. Уже с самого детства ты что-то меняешь в карте ребёнку10 лет, а он даже не знает, что ты поменял. Он приезжает, и ты спрашиваешь, ну что, что-то поменялось. И ты как бы понимаешь, что человек либо понимает и чувствует, либо нет.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Татьяна Бондаренко.

За кадром. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация