Сигналы точного времени Автопутешествие по России и за границей: интересное приключение или лишние хлопоты?
Программу "Взлётная полоса" ведут Валентина Зарубина и Юрий Геворкян.
На Женевском автосалоне по традиции представляют новинки серийных автомобилей, которые будут выпущены в следующем году, и концептуальные новинки, которые в серию ещё не пойдут, но уже наделали много шума. Например, концепт "Фольксваген Ай-Ди вижжн" (Volkswagen ID Vizzion) 2018 года во всех публикациях о Женевском автосалоне есть. Это какое-то чудо техники: сверхсовременный, напичканный электроникой "беспилотник" из фантастических романов.
На связи из Женевы – наш постоянный автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.
И. Моржаретто: Первый день на Женевском автосалоне – это день премьер. Когда вокруг каждой значимой машины собирается огромное количество журналистов, щёлкающих камерами. В общем, народу много. Во второй день на выставке бывает уже спокойнее. День премьер закончился, но пока автосалон закрыт для широкой публики.
"Фольксваген" в 2018 году выставил целую линейку автомобилей будущего. Это всё, понятно, электромобили. Причём с автономным управлением, в которых места водителю осталось совсем мало. И это нечто футуристическое.
В этом году посетителей салона порадовали футуристическими моделями две компании – уже упомянутый "Фольксваген" и "Рено", у которой главный экспонат – это автомобиль будущего, городской концепт, который называется "Ez-Go". И это автомобиль совсем без водителя. То есть, для него там даже места нет, а в самом авто даже руля нет. Обидно до крайности. А есть комфортные лавочки для шести человек. Эта штука подъезжает, забирает неких пассажиров, те говорят человеческим голосом, куда их везти, и вот он их везёт. Так что "автомобиль будущего", увы, места для водителя не имеет.
Volkswagen ID Vizzion – это достаточно большой автомобиль. Как мы представляем сейчас себе автомобили будущего, они будут довольно большие, потому что, во-первых, должно быть много места для пассажиров, они должны чувствовать себя вольготно. Пассажир в автомобиле может заниматься чем угодно, но в первую очередь сидеть в соцсетях, потому что автомобиль "вписан" в городскую цифровую структуру. Можно также заниматься делами, общаться с друзьями. В любом случае, человек не отвлекается на такую ерунду, как управление автомобилем. В принципе, можно будет и знакомиться, не выходя из автомобиля, так как будут специальные соцсети для людей, которые ездят на таких автомобилях.
Вообще, мы живём в некий цифровой век, когда уже невозможно представить себе человека, который не общается вне работы, не дружит и не отдыхает в соцсетях. Поэтому все автомобили, которые были представлены на Женевском автосалоне (и концепты, и серийные модели), оборудованы огромными дисплеями, все они цифровые, все подключаются тут же к каким-то сетям. И, в общем, автомобилем сейчас управлять достаточно легко, потому что многие функции по его управлению берёт на себя электроника.
А были ли какие-то новые модели автомобилей для автомобильных консерваторов?
И. Моржаретто: Для консерваторов достаточно много мировых премьер. И все они продвинутые. Если начинать с буквы "А", то это важный для российского рынка новый Audi A6, которые появится в России буквально через несколько месяцев. Автомобиль этот мало того, что красивый, он ещё очень современный, напичканный электроникой. Плюс к этому большой выбор самых разных двигателей. Если переходить к другим буква алфавита, то из важных новинок для российского рынка – это достаточно популярный в России автомобиль "Мицубиси Аутлэндер", который принципиально обновился. У него новая решётка радиатора, новые фары, бампера, салон новый. И тоже он такой богатый и, естественно, с дисплеями.
Из других премьер мне понравилась троица современных "каблучков". Это новые французские "Пежо Партнёр" и "Ситроен Берлинго", а также "Опель Комбо". Последний в Россию поставляться не будет, но в принципе это всё одинаковые машины. Вроде бы автомобиль предназначен для перевозки грузов и для решения каких-то транспортных задач, но при этом у него суперсовременный салон, и он, наверное, может найти адрес того магазина, куда надо доставить несколько палет минеральной воды даже без усилий водителя.
Среди других премьер, у БМВ, например, очень красивый BMW Х4 GT. Эта модель тоже появится на российском рынке буквально завтра-послезавтра.
Вообще, я смотрел на многие стенды с точки зрения, а будет ли это у нас? Практически всё, что там выставляется, а там порядка 110 премьер, всё это так или иначе (во всяком случае, половина точно) появится в России и довольно быстро.
На Женевском автосалоне прошла ещё одна премьера – нового автомобиля "Формулы Е" (аналога "Формулы-1" для электроавтомобилей), который представлял другой электрический механизм. Клешня промышленного робота сдёргивала покрывало с автомобиля. Говорят, что клешни промышленных роботов заменили на автосалоне девушек? На Женевском автосалоне больше не осталось моделей?
И. Моржаретто: Неправда, девушки остались, так что жизнь продолжается. Но на самом деле многие производители сказали, что больше красивых девушек у них на автосалоне не будет, а если они и будут, то все будут в деловом стиле. И действительно на многих стендах девушки ходят в деловых костюмах – в достаточно строгих брючных костюмах или в юбках плюс пиджак. И, как правило, они тёмных тонов.
Однако достаточно много ещё осталось нормальных девушек. Другие производители сказали "нет", девушки – это жизнь, так что сказать, что совсем их нет, будет неправдой. Они есть, хотя их гораздо меньше, чем в прошлые годы, когда потрясающие красавицы (между прочим, многие были из России) украшали собою стенды и новые автомобили.
СМИ называют чуть ли не главной новостью Женевского автосалона решение "Тойоты" продавать в Европе дизельные автомобили. Что об этом известно?
И. Моржаретто: На самом деле "дизельгейт" имел под собой, конечно, конкретные основания, но во многом ещё это была дутая сенсация, потому что юристам надо как-то кормиться. И вот этот "дизельгейт" сильно ударил по мировому автопрому, хотя бы потому, что КПД дизельного двигателя далеко не исчерпан. У него большие запасы для развития. И там пугают страшными выхлопами с содержанием NOx (оксидами азота). На самом деле не понятно, насколько страшны эти выхлопы, тем более, что усилиями инженеров количество этих выхлопов значительно сократилось. К тому же дизели по своему КПД куда лучше приспособлены к нынешней жизни, чем бензиновые моторы. Но вот сильно ударил по дизелям этот скандал. Более того, компания "Фольксваген" заявила, что сворачивает вообще исследования по дизелям и будет заниматься исключительно электромобилями. А вот другие компании, не испугавшись, говорят: нет, мы будем продолжать заниматься дизелями, так как это интересно. Та же "Тойота", например. У неё есть и серийный автомобиль, с одной стороны, а с другой стороны, они активно внедряют дизели. Например, очень популярный кроссовер RAV-4 всю жизнь в мире продавался как бензиновый, а теперь они предлагают его как дизельный, в том числе и на российском рынке. Более того, на стенде у них стоит автомобиль "Мирай" (Mirai), первый в мире серийный автомобиль на водородных топливных элементах. Они и это направление изучают активно. Более того, подготовили ещё автомобиль серийный. Так что, в принципе, мне бы очень хотелось, чтобы все эти скандалы, если бы и были, то не били бы по рукам людей, которые сильно заинтересованы в развитии техники. Потому что просто сказать "нет, мы этим не занимаемся, потому что плохо" – ну, это тоже плохо.
Когда "беспилотники" массово появятся на дорогах? Что говорят эксперты?
И. Моржаретто: Я считаю, что "беспилотники" появятся буквально лет через 5-7. Но начнутся они с того, что это будут не легковые автомобили. Скорее, это будут грузовые автомобили, причём грузовые автомобили, которые идут на дальние расстояния. Просто для них будут специальные выделенные полосы. Ну и плюс к тому, где-то в городах, особенно в центральных районах, где практически запрещено повсеместно во всём мире автомобильное движение, будут какие-то маршруты общественного транспорта. Это будут небольшие "беспилотники", как правило, автобусы. Но для этого, во-первых, надо решить несколько вопросов на законодательном уровне, а во-вторых, надо сделать "умные" улицы. Потому что "умные" автомобили есть, ещё бы и "умные" улицы. Автомобиль должен коммутироваться с дорогой, чтобы получать некую информацию и следовать по назначенному маршруту.
Ещё нужны и "умные" пешеходы.
И. Моржаретто: О, да. И "умные" другие водители, которые часто ведут себя совершенно непредсказуемо в отличие от машины.
Глава комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития транспортных систем обратился в Госдуму с предложением активнее развивать в России автомобильный туризм. Эксперты говорят, что интерес к автотуризму в стране с каждым годом растёт, активно развивается инфраструктура для этого. Во второй части программы вместе со слушателями обсудим тему: в чём плюсы и минусы автомобильного туризма по России?
Полностью программу слушайте в аудиозаписи.
Сигналы точного времени. Все выпуски
- Все аудио
- Час с психологом