Картинка

Разное время. Радиоканал Нужны ли в современной школе оценки

23 марта 2018, 16:30

Радиоканал "Разное время" ведут Марина Артамонова и Дмитрий Чернов.

В красноярском лицее отменили оценки для учащихся. Педагоги лицея № 9 на ул. Семафорной посчитали, что каждодневные оценки-цифры ничего не говорят о реальных успехах учеников – только вызывают у многих из них страх, а примеры хорошистов и отличников заставляют не подтягивать оценки до них, а просто отвращают от учебы.

После каждого урока в электронном журнале учитель пишет ученику комментарии о достижениях и проблемах по своему предмету, ставит задачи на следующее занятие и дает индивидуальное домашнее задание.

Оценки видят только дети и родители, публично их не объявляют. По итогам каждой четверти педагоги проводят специальный консилиум, где обсуждают результаты детей и корректируют образовательную программу.

В лицее уверены, что оценивают успехи детей честно: отметки совпадают с результатами госэкзаменов и ЕГЭ, а дети учатся не ради оценок и увлечены занятиями: "в такой системе оценивания ребёнок никогда не получит "двойку" по математике только потому, что плохо вёл себя на уроке". Новую систему, кроме лицея, уже приняли 15 школ Красноярска.

Из Красноярска передаёт наш корреспондент Ирина Полякова.

Гость программыИлья Владимирович Новокрещёнов, директор школы г. Москвы "Школа "Покровский квартал".

Каково ваше отношение к этому нововведению как директора? В вашей школе оценки сохранились?

И. Новокрещёнов: Пока ещё сохранились. Но для всех очевидно, что оценка в том виде, в котором она сейчас существует, своих целей, ради которых эта система оценивания создавалась, она не выполняет уже давно.

Как же так? Мы же все к оценкам привыкли со своего пионерского детства?

И. Новокрещёнов: Не всё то, что привычно, даёт определённый результат. Вот поэтому.

Как оценивать тогда знания учащихся без оценок? Ведь оценка предназначена для того, чтобы оценить то, как учащийся знает предмет? Или современным детям будут писать в дневники вместо оценок "нормуль", "пойдёт" или "так себе"?

И. Новокрещёнов: Для чего нужна отметка? Для того чтобы понять, насколько ребёнок успешно осваивает и усваивает тот учебный материал, который ему предлагается. То есть, как он продвигается по своей образовательной траектории. Вот для этого отметка нужна.

Можно было бы скорректировать систему оценивания. Мы знаем прекрасно, что очень часто отметка выступает в роли кнута или пряника в руках учителя, который с помощью этого кнута или пряника пытается манипулировать. Например, если дети себя плохо ведут, контрольная работа, всем двойки, потому что дети не готовы, и отложенное наказание в виде папиного ремня поджидает ребёнка дома. Чтобы в следующий раз вели себя прилично и слушались. Вот такая отметка точно никому не нужна.

То есть, отметка – это не показатель знаний ребёнка, а показатель отношения учителя к конкретному ребёнку?

И. Новокрещёнов: Скорее так. Скорее это показатель прилежания в большой степени. Именно поэтому у нас девочки по статистике более успешны в смысле отметок, чем мальчики, потому что девочки более покладисты, спокойны и ответственны. А мальчики же пробуют мир на прочность, они ищут границы дозволенного и не всегда делают домашние задания, за что страдают.

Аргументы за введение системы без оценки существуют. Один из них такой: когда за одинаковые по уровню работы отличник может получить тройку, а двоечник – четвёрку. Учитель последнего как бы поощряет отметкой. А за то же самое качество работы отличник получает тройку, что совершенно несправедливо. И сколько из-за этого детских слёз пролито?

И. Новокрещёнов: Я сказал "пока" не просто так. Вы, наверное, слышали, что в Москве по инициативе мэра сейчас происходит подготовка стратегии развития столичного образования до 2025 года. Причём интересно, что эту стратегию разрабатывают не учёные, а педагоги. Мэр попросил директоров, учителей её разработать. В рамках этой стратегии у нас есть представление, что необходимо менять систему оценивания. Появилось понятие РОСТ ("Распределённое оценивание в системе талантов"). Что это означает? Что школа должна потерять монополию на оценку. Ведь ребёнок, помимо школы, ходит ещё в музыкальную школу, в спортивную школу, плавает в бассейне, ходит в технопарки. И если мы создадим систему, при которой все образовательные достижения и победы ребёнка, не только в школе полученные, будут фиксироваться и иметь значение для оценки образования ребёнка, тогда и возникнет такая большая распределённая система оценивания.

Это довольно серьёзная тема. Но я абсолютно уверен, что это возможно. По крайней мере, для этого есть все предпосылки. Потому что на сегодняшний день мы можем уже начинать формировать цифровую биографию ребёнка. А это может привести в принципе и к не то, что бы отмене, но, по крайней мере, к тому, что необходимость проведения итоговой аттестации может отпасть. Мы ребёнка наблюдаем полтора десятка лет, мы видим все его достижения. Если мы будем их накапливать и все его победы учитывать, начиная с дошкольного уровня, то в конце обучения получится цифровая биография, на основании которой можно будет легко сделать вывод о том, освоил ребёнок или не освоил школьную программу, и как именно он её освоил.

Полностью программу слушайте в аудиозаписи программы.

Разное время. Радиоканал. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Ориентация на местности

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация