Сигналы точного времени Час с Игорем Моржаретто: свежие автоновости

27 марта 2018, 09:10

Программу "Взлётная полоса" ведут Анна Дворецкова и Василий Белоусов.

Гость в студии – автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

Вступило в силу решение Верховного суда, которое признает законным возможность сотрудников Госавтоинспекции останавливать машины для проверки документов вне стационарных постов.

И. Моржаретто: Осенью 2017 года был принят регламент, который разрешал инспектору ДПС автомобилистов останавливать вне постов. И там нет такой формулировки "для проверки документов". Потому что для того, чтобы остановить автомобиль, на самом деле у инспектора есть все основания, которые в регламенте перечислены. Их примерно дюжина. Самое интересное, что они и в предыдущем регламенте существовали. И по предыдущему регламенту сотрудник полиции мог остановить автомобиль на трассе. Единственное – он должен был объяснить, зачем он это сделал.

Если это профессиональный, опытный сотрудник, он не будет останавливать кого-то, зачем терять время, а будет останавливать человека, который ему кажется по какой-то причине подозрительным. Опытный и профессиональный сотрудник назовет эту причину: проведение спецоперации, подозрение, что водитель не трезв, необходимость оказания помощи в качестве свидетеля и т.п.

Только в предыдущей редакции было написано, что разрешено вне постов останавливать автомобилиста в перечисленных случаях, а в нынешней редакции регламента написано, что просто "разрешено" и всё. Словосочетание "вне стационарных постов" пропало. И пропало оно вместе со стационарными постами, потому что их по сравнению с тем, сколько было лет десять назад, сейчас стало гораздо меньше. В столице на каждой вылетной из города дороге был свой стационарный пост, и там, как правило, дежурили человек 10 одномоментно. Но сейчас, во-первых, стало невозможным держать такое количество людей всё время. Ведь это три смены по 10 человек. Где ж столько взять народу? Во-вторых, смысла в этом особого нет, потому что часть работы взяли на себя видеокамеры.

Одно время на выезде из Москвы рядом с закрытыми постами стояли в большом количестве сотрудники полиции, но сейчас их всё меньше и меньше, и они выходят на посты в основном по каким-то спецрейдам. Проводится рейд "Пьяный водитель", и они выходят большими компаниями. То есть, они сейчас работают совершенно иначе.

Но один из юристов решил, что этот пункт регламента не правомочен, и обратился в Верховный суд с требованием его отменить. То есть, регламент продолжал действовать, пункт этот продолжал действовать и продолжает действовать поныне, просто Верховный суд сказал, а как можно работать, если нельзя останавливать водителей на трассе?

Раньше говорили, что потому запретили останавливать автомобилистов вне постов, что расплодились мошенники, которые переодевались в полицейскую форму, останавливали машины и вымогали деньги. Эти же аргументы приводил в своём обращении в Верховный суд и вышеупомянутый юрист.

И. Моржаретто: Я что-то давно не слышал о существовании таких мошенников. Надеюсь, что их всех извели под корень. Во-вторых, даже по предыдущему регламенту опытный сотрудник ГИБДД знал, на каких основаниях он имеет право и когда остановить водителя в любом месте. Стоит автомобиль ДПС где-то на трассе, и вдруг полицейские, сидящие в нём, видят, что какой-то автомобиль едет, выписывая по трассе синусоиды. Что должен сделать сотрудник ГИБДД? Естественно, должен остановить, потому что есть подозрение, что водитель не трезв. А вот останавливать весь поток, чтобы проверить у какого-то человека документы, глупо. Думаю, что и сейчас этого не будет происходить. Как и безумных людей, вдруг выбегающих из-за кустов в форме поперёк потока, которые машут палочкой, тоже. От таких органы уже очистились. Я на это сильно надеюсь.

Если сотрудник ГИБДД останавливает ваш автомобиль под предлогом, что проводится какая-то спецоперация и есть какая-то ориентировка, но при этом водитель видит, что останавливаются абсолютно все машины: разных цветов, где-то женщина за рулём, где-то мужчина за рулём. Все водители – люди разного возраста. И не понятно, что это за такая спецоперация и что за такая странная ориентировка поступила.

И. Моржаретто: На самом деле объяснение о спецоперации сотрудник ГИБДД не обязан давать. Может, это секретная операция, и они шпиона ловят. Сотрудник ГИБДД просто должен представиться, если водитель потребует от него, показать свои документы (жетон или удостоверение) и объяснить причину остановки. Все причины остановки перечислены в регламенте. Регламент ДПС можно посмотреть. Его официальный экземпляр в Интернете вывешен. И там названы все 12 причин, по которым сотрудник ДПС может остановить любой автомобиль. Он только должен назвать официальную причину. Основания какие-то должны быть приведены.

Сотрудник ГИБДД, со своей стороны должен быть максимально вежлив, это написано в регламенте, а автомобилист не должен обращаться к сотруднику полиции ни в коем случае на "ты" или говорить ему "братан".

Что касается стационарных пунктов ГИБДД, к сожалению, таких спецпунктов у ГИБДД сейчас практически нет. Этих постов ДПС, которые раньше были через каждые 100-200 км, на трассах почти нет. На шоссе Москва-Волгоград на протяжении 1000 км стоит всего один такой пост. Да, их сейчас не стало, но у каждого зато есть мобильные телефоны. И если у кого-то есть серьёзное подозрение, что это какие-то люди не те, теоретически возможно попытаться уехать. Но при этом немедленно надо звонить по мобильному телефону 02 или 102 и говорить, что я такой-то на такой-то машине там-то и там-то, и у меня есть подозрения, что что-то с постом не так. Потому что, если эти люди реально имеют отношение к местной полиции, с ними тут же свяжутся. А если нет, то вам дадут какие-то указания. К сожалению, надеяться, как раньше, что вот доеду до ближайшего поста, сейчас достаточно сложно.

Были, говорят, раньше такие сотрудники полиции, которые подобным образом подрабатывали. В том числе были ситуации, особенно в 90-е годы, когда сотрудники полиции из одного региона таким образом подрабатывали, заехав чуть-чуть на территорию другого региона в свободное от службы время. Да, были такие случаи, были скандалы, увольнения и уголовные дела. Надеюсь, что сейчас такого наглого развода не будет.

Если вам кажется, что у вас вымогают взятку или ещё что-то, звоните со смартфонов и с телефонов по телефону службы собственной безопасности.

И. Моржаретто: Эти номера для связи, как правило, написаны на борту автомобиля ДПС. Поэтому звоните туда, снимайте на видеокамеру, на телефон, это разрешено совершенно официально. То есть, это можно делать.

Что касается видеосъёмки, запрета и раньше не было. Просто в новом регламенте отсутствует фраза, которая была в предыдущем регламенте. Там было написано: "разрешено снимать". В новом регламенте эта фраза "разрешено снимать" отсутствует, потому что, как нам объяснили, по Закону о полиции можно снимать. И, поскольку было много споров, есть официальное письмо начальника ГИБДД России генерала Черникова всем подразделениям ГИБДД, в котором он подтвердил, что разрешено снимать.

Да, есть некие ограничения по поводу видеосъёмки. Во-первых, лучше сразу сказать, что вы сотрудника ГИБДД будете снимать. Если он скажет "нет", записали эту фразу, и сопротивляться не надо. Оказывать сопротивление не надо, но у вас будут доказательства, что он вёл себя противоправно, нарушил приказ. Во-вторых, есть места, где нельзя снимать реально. Нельзя снимать, например, в дежурном отделении полиции. Почему – не знаю, но по закону делать это запрещено. И, наверное, сотрудник полиции может запретить съёмку, когда, например, произошло ДТП, вокруг лежат пострадавшие люди, но есть желающие, запечатлеть себя на таком фоне. И таких не совсем нормальных людей довольно много. В этом случае сотрудник полиции, конечно, по этическим соображениям может запретить съёмку или разрешить снимать с какой-то определённой точки, но близко не подходить.

Какой предусмотрен штраф за то, если человек не остановился по требованию сотрудника ГИБДД? Неисполнение законного требования сотрудника полиции может привести к административному аресту до 15 суток. Есть ещё варианты со штрафом, но это достаточно суровое в любом случае наказание. Лучше также не пытаться доказывать, что вы самый умный и все ПДД знаете лучше сотрудника. Полицейские, конечно, образованнее с точки зрения знания закона.

Что делать, если сотрудник не соблюдает требования закона: не представляется должным образом, не объясняет свои действия, ссылается на закон, что он не должен ничего объяснять? Как вести себя в подобной ситуации?

И. Моржаретто: Во-первых, надо вести себя очень спокойно. Не надо нервничать, потому что вы не с врагом беседуете, а всего лишь с сотрудником при исполнении. У него есть свои права и обязанности, у вас есть свои права и обязанности. И в этой ситуации, если вам кажется, что сотрудник делает что-то не по закону, спокойно говорите ему, что он нарушил закон, не представившись, поэтому вы будете жаловаться, и сейчас же начинаете звонить в службу собственной безопасности, а потом пишите официальную жалобу на имя его начальника. Поэтому попросите его ещё раз представиться, назвать подразделение, к которому он относится, кто у него руководитель, чтобы можно было на его имя написать жалобу. Как правило, это начинает действовать. Полицейские побаиваются не тех людей, кто знает закон, а тех, кто ведёт себя спокойно, уверенно, кто не лебезит перед ними, потому что у многих из нас с советских времён осталась привычка лебезить перед начальником на дороге.

Между прочим, любой профессиональный инспектор ДПС, отработавший несколько лет на земле, ещё является и хорошим психологом. Мало того, что ему давали профессиональные навыки по психологии и поведению, он ещё их как-то и совершенствовал в ходе работы. Поэтому он видит, когда едет водитель с совершенно уверенным выражением лица, спокойный, да ещё и улыбается, ну и что с ним сделаешь? У него совершенно всё нормально. И есть человек, который при езде дёргается. Опытный инспектор думает, что-то у него не в порядке, чего бы он иначе дёргался? Есть также люди с таким складом характера, которые дергаются всегда, даже на ровном месте, особенно если видят человека в форме или какого-то начальника. Ой, извините, у меня аптечка просрочена. Кстати, об аптечке. Срок действия препаратов человек с палочкой на трассе проверять не имеет никакого права. Современная аптечка сделана с учётом того, что её пользователь не медик, поэтому там лежат, в основном, бинты, марля, лейкопластырь и жгут.

Наши люди часто не умеют оказывать первую помощь, в том числе на дороге?

И. Моржаретто: Этот вопрос достаточно сложный, его в разных странах по-разному решают. Например, в Германии, когда учишься в автошколе, ты правила оказания первой помощи не проходишь, но к моменту сдачи экзаменов ты обязан пройти параллельно этот серьёзный курс при какой-нибудь больнице. Прийти туда и записаться. А там это не как у нас, когда за две минуты рассказали и все разбежались. Там это курсы со сдачей экзамена. Занимают они, как правило, несколько выходных. И немцы считают, что человек на улице за рулём способен оказать первую помощь.

А, например, в США запрещено категорически подходить к раненому. Поэтому водители там, как правило, не проходят даже минимального курса по оказанию первой помощи пострадавшему. Он подходить близко не будет, потому что, если он навредит пострадавшему, будет ещё хуже для него. Он всю жизнь будет оплачивать лечение. Поэтому у них другое отношение к оказанию первой медицинской помощи на дороге. В России, что называется, ни туда, ни сюда. С одной стороны, вроде какой-то курс есть, но если на самом деле провести опрос среди трёх присутствующих, как накладывать жгут, окажется, что большинство людей этого реально правильно делать не умеет. Эти достаточно сложные и специфические навыки далеко не у всякого есть. А вот опасность навредить при этом реально существует.

Депутат Госдумы Олег Нилов внес на рассмотрение коллег законопроект, в котором предлагает упразднить статью 166 УК РФ "Угон". Он настаивает, что угонщиков надо наказывать по более тяжкой статье, как за кражу.

И. Моржаретто: Насколько я понимаю, по этому поводу идёт много споров. В уголовном законодательстве РФ фигурируют две статьи. Первая – кража. Украл и украл. Вторая – угон без умысла получить некую прибыль.

Да, существует категория людей "взял покататься". Но, с другой стороны, я, например, захожу в подъезд, а мне навстречу идёт человек и несёт одной рукой мой телевизор, а другой – шубу моей супруги. Я ему говорю: "Что ты делаешь?". А он отвечаешь: "Холодно, поэтому шубу взял поносить. И сегодня же футбол, поэтому взял и телевизор посмотреть. И я цели наживы не имею". Его задерживают, а в полиции говорят, что он же не хотел красть, а просто взял попользоваться.

Та же самая казуистика при разделении понятий "угон" и "кража". Мне кажется, на самом деле давно пора объединить эти две статьи в одну, потому что профессиональные угонщики очень часто пользуются тем, что у нас есть подобное разделение "труда". И по статье "Угон" наказание менее жёсткое. Как правило, за "угон" наказание даётся условное. При "краже" практически всегда это реальное наказание. Поскольку у угонщиков есть "профессиональное разделение труда": один вскрывает машину, второй её перегоняет, третий перебивает номера и т.д., и если ловят перегонщика, что является самым опасным этапом их промысла, он говорит, что не хотел машину продавать, у него просто мама заболела, и ей срочно надо было оказать помощь. Да, виноват, схватил чужую машину. И судья говорит, что нет доказательств, что задержанный хотел машину продать, поэтому пусть он получит год условно за то, что он, конечно, плохо сделал, но он же хотел маме лекарства довезти. Поэтому хотят это убрать.

Есть защитники сирых и убогих, которые говорят, что существует довольно большое количество случаев, когда молодые люди, чуть поддав, угоняют машины покататься. Я не считаю, что это шалость, когда, поддав, молодые люди садятся за руль, чтобы покататься. За это надо наказывать достаточно жёстко, и не надо создавать такую странную правовую дилемму – угнал без умысла нажиться или сделал это с умыслом. Это надо человека поймать за руку и найти у него в кармане записку, в которой написано, что он эту машину угнал, чтобы продать кому-то и заработать на этом миллион.

На самом деле умысел в уголовном праве умысел доказывается крайне сложно, поэтому, как мне кажется, тут депутаты правы. Я не понимаю, почему существует эта вилка уже много лет. Причём много лет самые разные депутаты говорят, давайте приведём всё к единому пониманию, но всё никак не приводится.

В истории опыт Узбекистана, где за угон в 90-е годы ввели жесточайшее наказание в виде огромных тюремных сроков. Так сделали, что полиция реально ловила угонщиков за руку, люди реально получали огромные сроки, и потом, спустя несколько лет, там количество угонов сократилось практически до нуля.

Что касается статистики угонов в России. Цифры сокращаются, но все равно в 2017 году было угнано порядка 43 тысяч автомобилей. Часть из них была обнаружена, но, к сожалению, обнаруживается лишь малая часть. Возвращается владельцам чуть меньше 20 процентов.

Есть категория автомобилей, которые угоняют на запчасти. Это, как правило, машины, где с запчастями есть проблемы. Вот сейчас, как мне сказали, вдруг начали очень активно угонять автомобили марки "Опель" на запчасти, потому что "Опель" ушёл из России. Первые три года после того, как он ушёл, вроде бы всё хорошо было с запчастями, но они поставляются по официальным каналам, дорогие, поэтому автомобили пошли угонять на запчасти.

Есть автомобили, которые старые, и их тоже угоняют на запчасти. Почему угоняют? Потому что просто нет вообще запчастей.

Есть автомобили, которые угоняют в регионы. Например, очень модные бюджетные автомобили, которые у нас работают в такси, "Хёндэ Солярис", "Киа Рио", "Фольсваген Поло", они у нас рекордсмены по угонам. Их угоняют, перекрашивают и отправляют на работу в такси куда-то в регионы. Там машина год крутится, зарабатываются какие-то деньги, а потом она опять же уходит на запчасти. Такая вот схема.

Есть дорогие машины, которые угоняют, как правило, под заказ. Довольно много таких автомобилей уходит через границу с Казахстаном в Азию. И потом всё, не найдёшь.

Если говорить об угонах, вообще противоугонные системы совершенствуются? Или это как мёртвому припарка. Потому что, если человек захочет угнать конкретную машину, он её угонит в любом случае.

И. Моржаретто: "Профессионалы" на самом деле сейчас имеют на вооружении какую-то совершенно фантастическую технику. Как говорится, чем совершеннее меч, тем совершеннее щит, и наоборот. Соответственно, у них есть какие-то современные электронные средства, которые позволяют вскрыть любую сигнализацию и любую защитную систему. Но это требует какого-то времени и сил.

Вот говорят, что любую вскроют. Наверное, вскроют, но это потребует от них таких сил, что с этим они, может, не захотят связываться. На самом деле современные, даже штатные противоугонные системы на многих автомобилях очень приличные. Но если вы боитесь, если у вас автомобиль стоит на улице, то, наверное, лучше какую-то дополнительную защиту поставить. Она не помешает. Говорят, сегодня снова вернулась мода на различные механические защитные замки и блокираторы. Они работают. Какие-то маячки ставить, может быть, имеет смысл. То есть, даже какие-то элементарные вещи в ряде случаев помогут.

– Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Согласно им теперь установить, трезв водитель или выпил, можно будет и на основании анализа крови.

И. Моржаретто: Это положение, кстати, ещё не вступило в силу, а вступит в силу с июля. Ничего с ним не меняется абсолютно для абсолютного большинства. Прежде, если было подозрение у сотрудника полиции, что вы пьяны, он вам предлагал продуть трубочку. При этом алкотестер должен быть с сертификатом, с номером, с документом о проверках, опечатан, и у него должно быть распечатывающее устройство. И прежде, чем дунуть, сотрудник должен вбить ваши данные, набрать на клавиатуре, что это Иванов Пётр Иванович, номер такой-то, время такое-то. Дунул, получилось, например, до 0,16 включительно (это миллиграммов спирта в литр выдыхаемого воздуха), свободен. Получилось больше, разбираемся дальше.

А существовала категория людей, которых продуть было нельзя. Например, человек, который так мертвецки пьян, что не может подуть. Или это человек, которые пострадал в ДТП. Или у человека приступ удушья. Существовал целый ряд причин, и эти люди уходили от ответственности потом, потому что его нельзя было в нужный момент "продуть". Сейчас вводится процедура, согласно которой, если человека "продуть" нельзя, берётся анализ крови. И там, в крови, должно быть содержание 0,3 промилле, что соответствует в выдыхаемом воздухе 0,16 мг на литр. Это одна и та же цифра, просто в разных измерениях. Соответственно, ничего ровным счётом не меняется, просто исчезает некая лазейка, которой некие люди пользовались осознанно или неосознанно. Анализ крови при этом будет делаться только в условиях медицинского учреждения. И только в том случае, если человека по каким-то причинам нельзя "продуть". В принципе показания сертифицированного алкометра считаются достаточными, если соблюдены все процедуры "продувки".

Запись программы слушайте в аудиофайле!

Сигналы точного времени. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Час с психологом

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация