Разное время. Радиоканал В. Похмелкин: платные парковки за пределами столицы оказались убыточными
Радиоканал "Разное время" ведут Екатерина Курицына и Анатолий Круглов.
Ещё совсем недавно новостные ленты пестрили сообщениями о начале эксперимента по введению платных парковок в регионах России. Ситуация стремительно поменялась. Отсутствие необходимого законодательства и недовольство горожан тем, каким образом и в каких местах взимаются сборы, приводят к отмене платных парковок. В Сочи, Екатеринбурге, Курске и Чебоксарах инфраструктуру для платных парковок построили, а пользоваться не получается. В Красноярске из-за этого проект даже решено было свернуть. Запущенный в 2015 году по схеме муниципально-частного партнёрства, он коллапсировал к середине 2017 года.
В то время как почти во всех городах эксперимент с платными парковками признали безуспешным, Рязань получила в городской бюджет больше 6 миллионов рублей за платные парковки и штрафы. Первая платная парковка в Рязани начала работать летом 2016 года. Она рассчитана на 120 автомобилей. Стоимость часа стоянки — 20 рублей, при этом на первые 15 минут автомобилисты могут оставить свои машины на стоянке бесплатно.
Позже проект признали удачным. В мэрии сообщили, что ситуация с дорожным движением несколько улучшилась: увеличилась средняя скорость на улицах, находящихся недалеко от стоянок, появились свободные парковочные места, а также сократилось количество нарушений Правил дорожного движения. А все собранные средства от платной парковки пойдут на благоустройство города и дорог.
Гость программы – Виктор Валерьевич Похмелкин, председатель Общероссийского общественного движения автомобилистов России.
Как оказалось, платные парковки за пределами столицы, в регионах, убыточны. Это действительно так?
В. Похмелкин: Думаю, что во многих регионах они убыточны. Более того, они не выполняют того своего назначения, ради которого вводились. Собственно, не для того, чтобы деньги собирать, они вводились, хотя, может быть, тайная цель была именно эта, но, как объявлялось публично, они вводились для того, чтобы разгрузить крупные города, чтобы обеспечить парковочные места, особенно в центре города. Ну и, может быть, чтобы часть автомобилистов пересадить на общественный транспорт. Так, во всяком случае, заявлялось.
Так вот, ни одна из этих целей во многих регионах в крупных городах нашей страны фактически не реализована.
Причин этому несколько. Скажем, и в Москве-то есть большие проблемы с этим. Но в Москве всё-таки есть метро – главный вид транспорта, на который можно пересесть и на котором можно без пробок, конечно, в толкучке, особенно в час пик, но всё-таки доехать туда, куда нужно. Московское метро соединяет центр практически со всеми окраинами.
В других российских городах, за исключением, может быть, Санкт-Петербурга, метро такую роль не играет, или там его вообще нет. А пересаживаться в автобусы, троллейбусы, трамваи и маршрутки – дело не благодарное, да и в регионах возможностей этих не так уж много.
Плюс рабочие места остались там, где они были. То есть, до этих рабочих мест надо добираться, а они в основном сконцентрированы в центре городов. И вот получается, что не так уж много людей в регионах на общественный транспорт пересело, а те, кто не пересел, не хотят платить и всяческими способами от оплаты уклоняются. Люди у нас хитрые. И в Москве мы это наблюдаем, когда заклеивают и прикрывают номера и т.п.
Как организовано взимание штрафов за неуплату парковки в Москве и как в регионах? В регионах не могут договориться отделы ГИБДД и операторы парковок. Операторы парковок фиксируют номера, а потом для того, чтобы понять, кому выписывать штраф, им нужна информация о владельцах, а МВД им её не даёт, заявляя, что не имеет права разглашать персональные данные. Почему тогда в Москве приходят штрафы нарушителям правил парковки?
В Москве Моспаркинг фиксирует номера, дальше он их отправляет в ГИБДД, и ГИБДД выписывает штрафы. А в других регионах, в частности, в Санкт-Петербурге, пытаются внедрить систему наоборот: когда оператор фиксирует нарушение, потом получает данные от ГИБДД и самостоятельно выписывает штрафы, то есть берёт на себя какие-то дополнительные функции и пытается получить дополнительную информацию. Не в этом ли главная проблема?
В. Похмелкин: Операторы, вообще-то, выписывать штрафы не имеют права на сегодня. Это, во-первых. Во-вторых, ответственность за неоплату парковки устанавливается не федеральными законами, а законами субъектами РФ.
Кстати, здесь возникает большой вопрос. За что, собственно, здесь установлена административная ответственность? Строго говоря, платная парковка – это гражданско-правовые отношения, договорные. Если я не выполнил договорные обязательства, подавайте на меня в суд, причём здесь административная ответственность? Но, так или иначе, московская власть с ГИБДД договорилась и работает согласованно, что автомобилистов не сильно радует.
В ряде других регионов такие проблемы сохраняются. Потому что ГИБДД – это федеральная структура, у них федеральное подчинение, и они не зависят напрямую от региональных и местных властей, хотя, конечно, некая зависимость есть, но она не прямая. Поэтому всё зависит от того, как в регионе достигают договорённостей.
У ГИБДД свои интересы, и им оттого, что кто-то получит штрафы за парковку, не жарко и не холодно. За что отвечает ГИБДД? За безопасность дорожного движения. Неоплата парковки никакого отношения к безопасности дорожного движения не имеет.
Когда бросают машины, это нарушение правил стоянки или остановки транспортных средств. И это не на парковочных местах, а там, где стоят знаки. Вот тут это дело ГИБДД. Они за это взимают свой штраф.
А когда автомобиль стоит на официальном, законном парковочном месте, здесь стоянка разрешена. Но это к безопасности дорожного движения отношения не имеет.
По большому счёту, это дополнительные требования к региональным структурам ГИБДД, от которых они открещиваются?
В. Похмелкин: Да. Конечно, это дополнительная работа, от которой они ничего не получают. Ну, ГИБДД так у нас устроено, что там, где они могут что-то как-то заработать, там они работают и что-то делают. А там, где такого интереса нет, они особого энтузиазма не проявляют.
Неоплата парковки не является нарушением Правил дорожного движения. В ПДД ничего про неоплату парковки не сказано. Сказано про запрещение остановки или стоянки транспортных средств в неположенных местах: на пешеходном переходе, там, где знаки выставлены, имеется соответствующая разметка и т.п. Вот этим занимается ГИБДД. А когда я ставлю автомобиль на парковочное место, специально для этого предназначенное, но платное, и не плачу, это ПДД никак не регулируется. Это другие законы, в частности, законы субъекта РФ. И согласно этим законам что-то и происходит.
Полностью программу слушайте в аудиозаписи программы.
Разное время. Радиоканал. Все выпуски
- Все аудио
- Ориентация на местности