Авторские материалы Не дунул – не поехал
Персоны
ГИБДД вновь предлагает оборудовать автомобили алкозамками. Сейчас инспекцией разрабатывается долгосрочный план, который должен помочь радикально снизить смертность на дорогах к 2030 году. По данным СМИ, один из пунктов этой программы – внедрение технологии алкозамков. Эти устройства не дают завести автомобиль до того, как водитель не "подышит в трубочку". Специальный прибор должен сначала подтвердить, что человек за рулем – трезв. Подобные системы давно используются в некоторых странах. Подробнее – обозреватель "Вестей FM" Борис Бейлин.
В США с конца 80-х годов водителей, которые ранее попадались пьяными за рулем, обязывают устанавливать алкозамки на своих машинах. На определенный срок и за свой счет. В Америке это стоит несколько сотен долларов. Перед поездкой эти люди должны дуть в специальный прибор. В случае если в выдыхаемом воздухе есть пары алкоголя, автомобиль не заводится.
В Европе алкозамки устанавливают по желанию самих водителей. Для их самоконтроля. Принцип работы прибора – тот же. Алкотестер вмонтирован в систему автомобиля и дает ему завестись, только если водитель – трезв, говорит автомобильный эксперт, редактор портала Оsipov.pro Андрей Осипов.
ОСИПОВ: В Европе и в Америке алкозамки очень распространены, но они пользуются спросом прежде всего у тех, кто эксплуатирует корпоративные автомобили. Сделано это для того, чтобы водители, пользующиеся служебным автомобилем, не имели возможности сесть пьяными за руль. Частные автовладельцы могут ставить алкозамки по своему желанию. Допустим, если машина используется в семье, одновременно несколько водителей, то для того, чтобы семью обезопасить, можно укомплектовать алкозамком.
"Пионером" в Европе является Швеция. В этой стране традиционно много внимания уделяется системам безопасности. Хотя алкозамок – это достаточно дорогое "удовольствие", продолжает Андрей Осипов.
ОСИПОВ: Стоил он тогда, если не ошибаюсь, в районе 400 евро. Он шел в заводской комплектации одного из производителей, висел буквально на ремне безопасности, и если вы туда подули и он показал какое-то превышение предельного содержания алкоголя в крови, либо вы туда просто не дунули – в этот, так сказать, ремень безопасности, то машина попросту не заводилась.
Несколько лет назад подобные эксперименты проводились и у нас. В некоторых регионах, на школьных автобусах. Но масштабного внедрения алкозамков не произошло. Тогда в обществе была дискуссия. Прибор стоил немало, а обмануть его было легко. Ведь нетрезвый водитель мог просто попросить кого-то из пассажиров или из трезвых коллег дунуть в трубку. Можно было прибегнуть к помощи компрессора. Или же сделать "консервы" – в трезвом состояние надуть воздушный шарик. А затем сдуть его через трубку контроля трезвости.
Однако техника не стоит на месте. Сейчас производители алкозамков пытаются предложить новые решение. На рынке есть разные приборы, в том числе – и с функцией "антиобман", сообщили нам в компании, занимающейся таким оборудованием.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОМПАНИИ: Они отличаются функционалом. Есть такие, в которые перед тем, как завести машину, нужно подуть один раз. А есть такие, которые можно программировать. Каждые 10 минут, каждые 30 минут нужно подуть. А если не подуешь, то он начинает, к примеру, пищать.
Более того, есть алкозамки, которые фиксируют вмешательство в свою работу. Есть приборы, которые при подозрении, что водитель – пьян, передают информацию в режиме онлайн. Скажем, на диспетчерский пункт автопарка.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОМПАНИИ: Есть такие приборы, которые автоматически передают данные по SMS, если отказался подуть. Чем меньше возможностей обмануть, тем дороже.
Самое главное – это цена. Дешевый прибор, произведенный в Юго-Восточной Азии, стоит около 25 000 рублей. Правда, это фактически обыкновенный алкотестр. А вот за 100 000 рублей на рынке предлагают аппарат, который будет контролировать состояние водителя не только перед запуском двигателя, но и во время поездки. Если в какой-то момент выяснится, что человек за рулем все-таки нетрезв, произойдет включение "аварийки".
Можно совместить алкозамок и с контрольной записью видеорегистратора, чтобы убедиться в том, что в трубку дул конкретный водитель машины. Но такие системы – еще дороже.
Естественно, если алкозамки начнут устанавливать на все автомобили или даже только на автобусы и грузовики, цена таких продвинутых приборов пойдет вниз – за счет объема продаж. Так, кстати, в свое время случилось с тахографами. Можно обязать автопроизводителей еще на заводе устанавливать подобные приборы. Но для этого необходимы законодательные решения. А пока алкозамок – это лишь одно из предложений ГИБДД.