Картинка

Авторские материалы Китай облюбовал Восточную Европу

16 апреля 2018, 17:50

Персоны

Китай активно инвестирует в страны Центральной и Восточной Европы. И это происходит в то время, когда Брюссель уменьшает дотации в эти регионы. Для обеих сторон это – выгодное сотрудничество. Китайцы расширяет свое влияние в мире, а восточные европейцы получают не только такое необходимое финансирование, но и политический вес в спорах с Евросоюзом. Обозреватель "Вестей FM" Сергей Артемов – подробнее.

Увеличить коммерческий оборот с Евросоюзом до триллиона евро – такую задачу поставило к 2020 году руководство китайской компартии. Для этого нужно выполнить несколько задач: обеспечить поставку товаров (как можно больше и быстрее), организовать их сбыт и, в конце концов, постоянно придумывать нечто новое, что завлечет европейских покупателей.

По первому пункту согласие с государствами Восточной Европы достигнуто. Им крайне необходимы новые пути сообщения, чтобы хоть немного сократить отставание от старых членов Евросоюза – по мобильности населения, продукции и услуг, говорит заведующий Школой востоковедения ВШЭ Алексей Маслов.

МАСЛОВ: Речь идет о строительстве автомобильных дорог, которые соединяют страны между собой. И в этом плане Китай довольно активно работает со странами региона – например, в таком формате, как "16+1", то есть 16 стран Восточной и Центральной Европы и Китай. Китай также активно влезает в добычу полезных ископаемых, создает свои центры по разработке. Здесь надо понимать, что, безусловно, приток китайских инвестиций в страны Восточной Европы, скорее всего, постепенно будет превышать поток инвестиций в страны Европы Западной. И это еще связано с тем, что в странах ЦВЕ нет системы мониторинга – то есть проверки инвестиций на соответствие безопасности национальной экономики.

Для китайского экспорта в Европу важны любые пути. Еще лучше, если они (например, морские, железнодорожные и автомобильные) будут связаны расширенными сетями. Как в широтном, так и меридиональном протяжении, продолжает руководитель Центра экономического и социального исследования Китая академического Института Дальнего Востока Андрей Островский.

ОСТРОВСКИЙ: Китай хочет начать строить высокоскоростные железные дороги в Европе. Первая такая "ласточка" – попытка построить высокоскоростную железную дорогу Будапешт – Белград.

И уже эта попытка вызвала трения чиновников из Брюсселя и венгерских властей, продолжает Андрей Островский.

ОСТРОВСКИЙ: Начали венгров обвинять в том, что они нарушают единство ЕС – мол, чтобы построить эту железную дорогу, нужно решение Еврокомиссии. После этого как раз и начались трения между руководством Венгрии и Евросоюзом: "Почему мы должны следить, что нам говорят из Брюсселя? На каком таком основании? Мы что, сами не можем определить, нужна ли нам высокоскоростная дорога из Будапешта в Белград или не нужна?".

Для руководителей восточноевропейских стран подобные конфликты несут и негативный психологический оттенок – дескать, мы почти полвека подчинялись указаниям из Москвы, и теперь вот в единой Европе, куда мы все стремились, нам надо жить по указаниям Брюсселя? И потому их взгляды обращены на Пекин – там обещают деньги и многого не требуют взамен.

Порядок цифр, конечно, отличается разительно. Так, в нынешнем 7-летнем бюджете ЕС ежегодные дотации Польше составляют 15 миллиардов евро. Для сравнения – фонд инвестиций Китая на весь восточноевропейский регион равен 2 миллиардам. Да и размер инвестиций КНР в экономику Германии – в 20 раз больше, чем в ту же экономику Польши. Брюссель может быть недоволен: при таких затратах на новых членов Союза их заигрывания с третьей по объему ВВП мировой державой выглядят чуть ли не фрондой. Опять же, финансовый поток из Китая в Польшу, Венгрию, Чехию, Словакию, Румынию пусть и относительно невелик, но ежегодно прибавляет по 25-30% – как и товарооборот. Западные государства Европы такой динамикой похвастать не могут. Однако китайские деньги – не счастье, которое бесконечно валится с неба, продолжает Алексей Маслов.

МАСЛОВ: Китай не столько строит новые производства, сколько за счет слияний и поглощений приобретает уже существующие. Формально прибавки к производству нет. Ну и плюс, когда Китай инвестирует в дороги, то он выделяет эти деньги своим же китайским компаниям, которые и строят эти дороги. По сути дела, деньги канализируются обратно в Китай. Безусловно, страны ЦВЕ частично напитываются деньгами – создаются или поддерживаются уже существующие рабочие места.

Восточноевропейские страны ищут собственную выгоду. Где-то, как в Польше, Чехии и Венгрии, после развертывания транспортной сети надеются на увеличение ввоза товаров, чтобы проводить их таможенную обработку. Правила ЕС позволяют каждой стране оставлять до 25% поступлений налогов на импорт. Там же могут быть построены логистические комплексы по перевалке и переупаковке грузов. А инновационные центры способны стать разработчиками новых товаров и услуг. Страны победнее – Албания, Черногория, Македония – рассчитывают на постройку сборочных производств с более дешевой рабочей силой, а кроме того – энергостанций, которые работали бы и на эти производства, и на остальные потребности страны. В общем, совместные проекты с Китаем, помимо наполнения бюджетов, решили бы и проблему безработицы на востоке Европы. Кроме того, практически каждая страна региона уверена, что Китай, в свою очередь, станет хорошим рынком сбыта для сельхозпродукции.

Китай же выполняет свои стратегические коммерческие задумки и вкладывает избыток капитала в другие страны, дабы избежать дисбаланса собственной экономики. Но не только, подозревает Андрей Островский.

ОСТРОВСКИЙ: Если Китай дает инвестиции на строительство высокоскоростных железных дорог и другую инфраструктуру – по маршруту через Южную и Центральную Европу, если будет вкладывать в это дело собственные средства и инвестиции, то это окажет серьезное влияние не только на экономику этих стран, но и на политику тоже.

А вот здесь Китай внешне ведет себя очень деликатно. Все 6 конференций упомянутой группы "16+1" проходят в формате глав правительств – то есть разговор сугубо об экономике, никаких политических деклараций. Более того, планы экономической экспансии на Восток Европы Пекин поясняет заботой о единстве и процветании всего континента: только так, при свободных таможенных границах от Бреста белорусского до Бреста французского, увеличение объема китайских товаров и дальше будет лавинообразным.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация