Картинка

Авторские материалы Домохозяйки отнимают кусок хлеба у крупного бизнеса: о новом споре в бизнес-сообществе

25 апреля 2018, 16:31

Персоны

Домохозяйки подрывают бизнес супермаркетов. Владелица крупной торговой сети "Бахетле" Муслима Латыпова заявила, что женщины, которые делают выпечку на дому и затем продают ее в Интернете, отнимают выручку у легальных предпринимателей. Она обвинила домохозяек в недобросовестной конкуренции. По мнению Латыповой, домашняя продукция небезопасна, а доходы с нее нелегальны. Это заявление взорвало соцсети и разделило пользователей на два лагеря – противников и сторонников домашней выпечки, которая идет на продажу. Мнения сторон выслушал экономический обозреватель "Вестей FM" Валерий Емельянов.

Хозяйка известной торговой сети "Бахетле" Муслима Латыпова на встрече с президентом Татарстана внезапно разразилась критикой в адрес домохозяек, которые пекут выпечку на продажу. В них она видит угрозу для своего бизнеса и даже бюджета страны в целом, ведь такие женщины переманивают клиентов у крупных продавцов, но при этом сами налоги не платят. "Пусть лучше приходят к нам и работают за зарплату", – обратилась Латыпова к домашним мастерицам.

ЛАТЫПОВА: Те, кто реализуют (свою продукцию) через соцсети, приготовят 1-2 пирога, входят в кураж – кайф, деньги идут. Переманивают людей из "Бахетле", условно, потому что налоги на зарплату платить не надо, в социальные фонды отчислять не надо. И у нас, добросовестных производителей, которые все это платят, этот нелегальный бизнес забирает объемы.

Этот выпад набрал невероятное количество дизлайков и гневных комментариев – как со стороны домохозяек, так и со стороны их покупателей. Публика обвиняет крупных бизнесменов в том, что их продукция – ненатуральная и дорогая. И противопоставляет ей настоящую домашнюю выпечку, пускай и без магазинного чека. Женщины, которые продают кулинарные изделия через соцсети (и, кстати говоря, мужчины тоже этим занимаются), все как один уверяют, что жалоб на их продукцию не бывает. "Делаем, как для себя, особенно если это – заказы для детей", – заявила нам Ульяна из Москвы.

УЛЬЯНА: Обычно я договариваюсь с девочками. Это такие же мамочки, которым негде испечь на день рождения пирожок или кексик. Мы с ними обговариваем рецепт. Если есть аллергия, то исключаем какие-то продукты либо учитываем предпочтения малышей. Если мамочка хочет, я могу с ней вместе в магазин сходить, то есть мы обговариваем это все.

Такие мамы-пекари, сидящие в декрете, не считают себя конкурентами больших магазинов. У всех, кого не спроси, объемы – крохотные, продажи бывают далеко не каждую неделю, и, вообще, это – скорее, хобби с подработкой.

Но в целом по России этим занимается немалое количество людей. По неофициальным оценкам, продукты питания собственного приготовления реализует несколько десятков тысяч россиян; соответственно, у них – сотни тысяч клиентов как минимум. Специалисты предупреждают, что подобные изделия опаснее, чем те, которые продаются в магазине. Даже если у них – более натуральный состав, отсутствие элементарных санитарных норм перечеркивает это преимущество, говорит врач-диетолог Елена Соломатина.

СОЛОМАТИНА: Я видела, как производят в домашних условиях аналогичную продукцию. Некоторые производители меня просто повергли в шок. Да, на выходе продукт хорошо выглядит, красиво упакован, и, казалось бы, все замечательно. Все по-домашнему. Но если бы человек, который это покупает, видел бы, как это изготавливают, я не думаю, что он бы это купил.

Собственно, об этом же говорила и хозяйка супермаркета. В Татарстане проводили эксперимент по закупке домашней выпечки через соцсети, и лабораторные заключения показали, что эти изделия не проходят по техрегламенту. Другими словами, на полку магазина такое бы просто не пустили. А если бы нашли в ходе проверки, то партию изъяли бы и уничтожили.

Защитники домашней выпечки предлагают узаконить сложившееся положение вещей. Люди доверяют этой продукции, готовы за нее платить – значит этот бизнес имеет право на существование, комментирует руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства "ОПОРЫ России" Олеся Сапа.

САПА: Да, возможно, это – незаконное предпринимательство, как угодно это можно называть. Но они не легализуются только из-за того, что до сих пор не урегулирован механизм легализации самозанятых. Я считаю, что нужно дать такой механизм, чтобы они не сидели "в тени". И это должно быть удобно для ведения бизнеса. И тогда они будут заключать договоры, нести ответственность за свою продукцию.

Правда, есть опасения, что статус самозанятых, по сути, ничего не изменит. Сейчас только 3 вида деятельности подпадают под это определение: репетиторство, няни (сиделки) и уборка помещений. Все остальные вынуждены работать либо "в тени", либо как предприниматели – по бухгалтерии, со всеми вытекающими последствиями. Упрощенный режим не гарантирован, например, мастерам маникюра, парикмахерам или массажистам. То есть де-факто они могут работать без лицензии и прочих документов, оказывая услуги на дому без особого надзора и с минимальной ответственностью.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация