Актуально Рецепт пирога тоже охраняется законом как интеллектуальная собственность
• Сегодня – Международный день интеллектуальной собственности.
Рассказывает профессор Финансовой академии при Правительстве РФ доктор юридических наук Владимир Павлович Павлов.
В процессе своей трудовой деятельности люди создают, в том числе, и интеллектуальную собственность, которую нужно защищать. Что сегодня подпадает под понятие "интеллектуальная собственность"?
В. Павлов: Начнём с определения интеллектуальной собственности. Дело в том, что в России законодатель, к сожалению, не очень чётко определил, что такое интеллектуальная собственность. Сначала, в первых редакциях закона, он её определил как исключительные права, а сегодня в ст.1225 уже определяет интеллектуальную собственность как результат интеллектуальной деятельности.
Если обратиться к западному законодательству и международным договорам, в которых РФ участвует, то там используется термин "intellectual property". А это совсем не то, что есть у нас. "Intellectual property" означает "интеллектуальное имущество". Не собственность, а имущество. В свою очередь под "имуществом" на Западе понимается совокупность прав, которые принадлежат одному лицу. Эти права могут быть на материальные и нематериальные объекты. Так вот, под интеллектуальной собственностью подразумеваются нематериальные объекты.
Почему такая неразбериха в законодательстве? Тут можно говорить о низком качестве законопроектной деятельности. В России с момента принятия части 4 Гражданского кодекса РФ, где эти вопросы регулируются, принято уже триста изменений и дополнений. В чём дело? Почему? Дело в том, что в своё время, когда начиналась работа, такие известные специалисты, как Гаврилов Эдуард Петрович, профессор ВШЭ, Зенин Иван Александрович, профессор МГУ и другие не были к ней привлечены.
Понятно, что там не совсем точные документы. Но что нужно сделать? Какой документ нужно принять?
В. Павлов: Во-первых, нужно сообразоваться с теми понятиями, которые существуют в западном законодательстве и международном отечественном. Западное законодательство оперирует понятием "интеллектуальное имущество". Так вот, результаты интеллектуальной деятельности относятся к интеллектуальному имуществу.
Давайте приведём примеры, чтобы люди легче понимали.
В. Павлов: Пример. Если у какой-то хозяйки, любителя экспериментировать в кулинарии, вдруг получился необыкновенный пирог, она, естественно, приглашает своих подруг и знакомых для того, чтобы их угостить. И первый вопрос, который те, попробовав пирог и восхитившись им, задают: а рецепт не дашь? А в рецепте указывается совокупность ингредиентов, последовательность температурных режимов и т.п. Всё это, по существу, и представляет собой результат интеллектуальной деятельности это хозяйки. Это не материал, а рецепт. И вот это и охраняется сегодня законом.
Способ охраны законом определяется видом объекта, который охраняется. То есть, есть объекты авторского права. Это произведения литературы, науки и искусства. И сегодня наш законодатель говорит, что, в отличие от США, права на них охраняются с момента создания. То есть, написал, положил в стол, никто не видит, а уже охраняется.
В США данный вопрос решается строже. Если ты хочешь, чтобы результат твоей интеллектуальной деятельности охранялся, по крайней мере, задепонируй его, чтобы была доказательная база, что это твоё и ты ни у кого ничего не украл.
Соответственно, переходя уже к защите объектов своего авторского права, когда вы обнаружили явный контрафакт, то есть, заходите в магазин и видите там книгу, портрет или ещё что-то, что сделано лично вами, ваша задача – в первую очередь приобрести себе экземпляр с чеком. Если это оформленная витрина, надо сфотографировать витрину с тем, чтобы была привязка к месту, и дальше идти в суд с этими доказательствами.
То есть, в России всё-таки нужно заплатить за то, чтобы твоё право охраняли. Разве не так?
В. Павлов: Дело в том, что применительно к авторскому праву этот принцип не действует. Платить придётся суду, когда вы вступите в спор.
То есть, если это книга или тот самый рецепт на листочке, который у тебя украли, ты просто ходишь и доказываешь, что это продукт твоей интеллектуальной собственности? Приглашаешь подружек, которые первыми попробовали пирог по твоему рецепту?
В. Павлов: Нет, этого будет не достаточно. Самый дешёвый способ – это когда вы рецепт запечатываете в конверт, идёте на почту и отправляете по своему адресу. А потом этот конвертик в нераспечатанном виде храните у себя с тем, чтобы при случае его предъявить суду.
Там дата стоит, понятно.
В. Павлов: Да. Сегодня с учётом того, что спрос большой на эту охрану, появилась масса фирм, которые при помощи блокчейн-технологий вам ваш рецепт в базу заносят и выдают из реестра запись, с которой можно идти в суд. Но это уже стоит денег.
Но ведь интеллектуальное право защищается ещё патентом. В Советском Союзе мы знали, в основном, патенты. Но за них же приходится платить, разве нет?
В. Павлов: Теперь мы переходим к объектам промышленной собственности и, в частности, к патентам. Здесь для того, чтобы получить охрану своей интеллектуальной собственности, нельзя хранить её в ящике письменного стола. Необходимо обязательно её обнародовать. Каким образом? Вы идёте со своей заявкой в Роспатент и там её подаёте. Экспертиза её проверяет, действительно ли это новое или кто-то раньше вас это придумал, и если это всё у вас новое, никем ранее не придуманное, вам выдают патент. Вот за все эти этапы при подаче заявки – за экспертизу, за выдачу патента, за поддержание патента в силе – вам придётся платить.
То есть, пока вы за патент платите, патент как бы числится за вами? Как только вы платить за него перестаёте, вашей новинкой могут пользоваться все?
В. Павлов: Да. И здесь, конечно, защита подразумевает, что права за вами уже закреплены, и вы в судебном или в ином порядке отстаиваете свои права. Но здесь надо учитывать то, что суды сегодня очень сильно завалены подобными делами.
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.