Картинка

Виражи времени Баритональный тенор Сергей Волчков

28 апреля 2018, 14:10

Программу "Виражи времени" ведёт Андрей Дементьев.

Сегодня наш гость – молодой, но уже известный, популярный певец Сергей Волчков.

Мы узнали его по телепроекту "Голос", где он стал победителем и где Александр Градский очень ему покровительствовал и помог стать на ноги.

В программе в исполнении Сергей Волчкова прозвучали песни:

1. "Верни мне музыку" на слова Андрея Вознесенского.

2. "Синяя вечность", которую написал и пел М. Магомаев.

3. "Всё, что было", которую с своё время исполнял Пётр Лещенко.

4. Романс Г. Свиридова "Богоматерь в городе".

5. "Мгновения, счастливые секунды" (музыка А. Покутного – слова В. Адаричева).

Серёжа Волчков давал концерты и в Октябрьском зале в Петербурге, и в Московском Международном доме музыки, и в Кремлёвском дворце, и в разных городах России. Он очень много городов объездил и везде был аншлаг.

С. Волчков: Слава богу, что есть благодарные слушатели и зрители. Когда после проекта "Голос" пять лет назад меня спросили, что я хотел бы сделать, у меня было две мечты. Первая мечта – свозить родителей на море, которые не были там 25 лет. И вторая мечта была проехаться по всей стране и сказать лично каждому, кто голосовал за меня, "спасибо", потому что проект был тогда телевизионным и все посылали эс-эм-эски. И за меня тогда было подано большее количество голосов. Я был подопечным у Александра Борисовича Градского. Сегодня я не только приезжаю в город и даю сольный концерт, но остаюсь после концерта и встречаюсь со своими слушателями, общаюсь с ними.

Насколько я знаю, ваша мама была против, чтобы вы получали музыкальное образование и пошли по этому пути?

С. Волчков: Она не была категорически против. Но, так как я вырос в маленьком городе Быхов в Белоруссии, где всего 18 тысяч населения, ну какая это профессия "музыкант"? Преподаватель в музыкальной школе либо потом в детском саду играть на пианино. То есть, в этом моём занятии она не видела перспективы. Я тогда учился в гимназии, где изучал физику и математику. И. конечно, она хотела, чтобы я получил нормальную мужскую профессию.

Когда я поступал в колледж Римского-Корсакова, я не добрал одного балла, и можно было поступить только на платное отделение. И там был такой порядок, если ты первый год учишься хорошо, то тебя автоматически переводят на бесплатное отделение. Я пообещал маме, что я это сделаю. Мы долго обсуждали и думали, но родители всё-таки дали мне эту возможность. Помогали все: и дяди, и бабушки с пенсии, и родители собирали деньги. Потому что тогда в колледже была действительно высокая ставка оплаты за год. Но у меня получилось, перешёл на бесплатное отделение, закончил колледж, но мне хотелось чего-то большего. Мне не хотелось в Минск, а хотелось либо в Санкт-Петербург, либо в Москву. Мне хотелось выйти из каких-то определённых жизненных рамок. Потому что я знал, если я получу образование в Белоруссии, а у нас действует такая программа, то на два года мне нужно будет вернуться в Быхов и отрабатывать. Я тогда сказал маме, что поеду в Москву. На что она ответила, что денег в семье нет и связей у них тоже нет. Я её постарался переубедить, что не весь мир устроен так, что нужны только связи и всё такое, вдруг мне судьба улыбнётся, и я поступлю. И судьба мне улыбнулась.

Это было очень интересно. Когда я пришёл на третий тур в ГИТИСе, а я пропустил первое и второе прослушивания, потому что поступал во ВГИК, потому что решил выбрать себе вообще театральную жизнь, то пришёл без нот. И мне Тамара Ильинична Синявская и покойная Розетта Яковлевна Немчинская говорят, что я пришёл туда не на какие-то посиделки. И на их вопрос, где мои ноты, ответил, что их с собой у меня нет, но я готовился. Далее они спросили, что я умею делать. Я ответил, что умею петь. И когда я запел песню "Эх, дороги", то увидел улыбающихся членов комиссию, которые сказали, чтобы я больше никуда не ходил и поступал к ним. И они мне рекомендовали подготовить арию, романс и песню. Таким образом, я поступил в музыкальный вуз. Теперь мама каждый день сидит у компьютера, слушает меня онлайн по радио и говорит, что живёт этим. Поэтому не знаю, насколько она была против. Наверное, каждый родитель желает для своего ребёнка только самое лучшее.

У вас красивый голос – баритональный тенор или лирический баритон, очень сильный. Вы сказали, что окончили музыкальную школу, учились в ГИТИСе. Как вам удалось попасть на проект "Голос"? Какие трудности вас ожидали? Что нравилось и что не нравилось?

С. Волчков: Вообще, это была интересная история. Сначала я боялся подавать заявку. Опять же из-за какой-то своей внутренней нерешительности. Ну, наверное, потому что это шоу-бизнес, там всё проплачено. А я в то время пел в цикле концертов "Романтика романса", победил в конкурсе "Романсиада-2001". То есть, мне больше нравилась романсовая история. И поэтому я не подал заявки. Не то, что не подал, она просто у меня не прошла. Это потом я внимательнее прочитал условия, когда отправлял заявку на второй "Голос", и увидел, что там маленькими буквами было написано, сколько должен быть в мегабайтах деморолик. А я отправлял на первый "Голос" ролик максимального объёма. Во время, когда проходил первый конкурс "Голос", я поехал в Польшу, где занял первое место на международном оперном конкурсе. А вот, когда я подал заявку на второй "Голос", то одним субботним вечером, когда я пел в храме, раздался звонок. Мне сказали, что звонят с Первого канала и что у них 2,3,4 июля идёт прослушивание в "Останкино". Я звонящему отвечаю, что, наверное, смогу только 4 июля, потому что 2 июля как раз открывалась рыбалка на сомов в Белоруссии, а у меня брат такой заядлый рыбак. Мы с ним с детства были воспитаны на рыбалке. И я 1 июля, конечно, поехал на рыбалку, потому что первого числа нужно было подготовиться. А 2 июля я выловил сома на 19,5 кг, у меня даже есть фотография, где радостный и довольный. Ну, какой тут "Голос", может, остаться и дальше порыбачить? И тут внутренний голос мне говорит, что надо всё-таки съездить и попробовать. Если проплачено, ну и проплачено. А вдруг и не проплачено.

И вот я приехал на этот проект. Смотрю, все там друг друга знают, артисты с артистами как-то все дружно общаются. И вот заходим мы, 12 человек, на комиссию, а там сидят человек десять. Помню, выхожу я третьим номером, пою песню М. Магомаева "Синяя вечность", потом надо было на английском спеть что-то, я пою Фрэнка Синатру "My Way". И мне кто-то из комиссии говорит: "А вы арию мистера Икс знаете?" Отвечаю, что знаю. Попросили спеть. Я начал петь арию мистера Икс, увидел улыбки на лице членов комиссии, у них даже глаза загорелись. Они меня поблагодарили, мы вышли. Так я прошёл отбор и попал на проект "Голос".

Перед "слепым" прослушиванием нас собрали, раздали каждому песню, а мне сказали, что я буду петь арию мистера Икс, так как она получается у меня убедительно, Александр Борисович Градский как раз любит оперные голоса, поэтому с ней мне и нужно выйти. Так я и пошёл с этой арией. Трясло меня всего, конечно, потому что это был мой первый такой глобальный телевизионный проект в жизни. Вышел я на сцену, слышу первые аккорды оркестра Сергея Жилина, вступаю "Снова туда…", и тут А. Градский поворачивается. У меня ещё больший тремор. Но я понимаю внутренне, что всё, я в проекте. Допел, всё хорошо, поговорили, похвалили. Тут А. Градский собирает всех участников, которых он набрал, вместе за круглым столом и говорит мне: "Знаете, Сергей. Две недели назад мы сидели со своей дочерью и пересматривали первый "Голос". И она мне говорит: "Вот пришёл бы к тебе какой-нибудь парень, да и спел бы "Мистера Икс". А он ей отвечает: "Да что ты, кто ж отважится на "Первый канал" прийти на проект "Голос" и запеть "Мистера Икс". И когда я услышал первые аккорды, то понял, что мы с тобой подружимся и поработаем". Так мы подружились с А.Б. Градским. Потом я победил в проекте "Голос". Теперь я являюсь приглашённым солистом Театра А.Б. Градского, выступаю у него в театре, а он выступает на моих сольных концертах. Мы дружим.

Вообще, Александр Борисович очень много всегда даёт своим подопечным в профессиональном плане. Он даже, когда я в первый год поехал гастролировать, продолжал делать иногда мне замечания по поводу моего пения, слушая его в YouTube. Он для меня – наставник по жизни, мы встречаемся, он переживает, если я слишком часто и много работаю, советует поберечь себя. И рассказывает, что по этому поводу говорил его педагог: "Вот у тебя есть 500 си-бемолей, и ты должен понимать, что каждый концерт ты один си-бемоль из этой коробочки достаёшь". Так что побереги, говорит А. Градский мне, свою коробочку и то, что тебе Богом дано!

Я помню, что А. Градской одно время, но недолгое, пел в Большом театре.

С. Волчков: Я видел эту запись – арии Звездочёта. Было потрясающе, когда 25 минут после его арии не смолкали аплодисменты зрителей.

Когда я его спросил, почему он вдруг пошёл в Большой театр, он мне отвел, что пошёл туда, чтобы проверить, а сможет ли он? Оказалось, что смог. А. Градский, кстати сказать, очень хорошо относится к молодым людям, переживает за них...

С. Волчков: Это действительно так. Театр для А. Градского – это вообще какое-то детище. Он же не просто приходит туда как начальник в свой кабинет, а приходит, за каждого переживает, болеет, отстраивает звук, потом сидит за кулисами. Во время Рождественских концертов, которые проходят у него в театре, он умудряется ещё выйти в костюме деда Мороза, чтобы повеселить народ, который пришёл в его театр. А. Градский всегда начинает с буфета, фотографируется там с поклонниками и общается с ними. К нему приходишь в театр – как будто приходишь домой.

А. Градский – очень добрый и широкий человек, и он всегда может показать пример, как надо петь. Потому что у него от природы совершенно великолепный голос.

Вы объездили много городов, и везде у вас аншлаг и успех. Известно, что такие поездки и концерты многое дают певцу. Он приобретает ещё большую уверенность в себе. Потому что видит, как его принимают, сколько людей приходит, все они никуда не торопятся и получают удовольствие. Искусство петь (вокальное искусство) приносит, прежде всего, радость людям. Не случайно, что у нас столько молодых людей поют и хорошо поют. И неслучайно появился проект "Голос". А сейчас даже есть детская программа, где детей пробуют. Это замечательно. Расскажите, с кем вы работаете в последнее время? Какие песни поёте? Что вам нравится?

С. Волчков: Могу рассказать про приятное сотрудничество с Александрой Николаевной Пахмутовой. Когда я был на проекте, Александр Борисович Градский поставил меня в дуэт с незрячей девочкой Патрицией Кургановой. И мы спели песню "Мелодия". После этого исполнения Александра Николаевна позвонила ночью Александру Борисовичу и поблагодарила его за то, что произошло какое-то возрождение песни "Мелодия" после Муслима Магомаева. Так после проекта зародилась наша дружба с Александрой Николаевной Пахмутовой и Николаем Николаевичем Добронравовым. Первой была песня "Славься, Подмосковье". Потом она написала песню на стихи Сергея Орлова "Его зарыли в шар земной". А затем у меня был первый мой Кремлёвский концерт 11 февраля 2016 года, и она написала к этому концерту песню "Золотая ты моя, золотая". Текст этой песни Н.Н. Добронравов посвятил Александре Николаевне. Он сказал, что всю жизнь он писал для кого-то, а сейчас ему захотелось написать стихи для своей любимой. Премьера песни состоялась на моём сольном концерте в Кремлёвском дворце.

А буквально недавно, мой друг снимает сериал, который будет называться "Крепкая броня" и который расскажет про сражение на Курской дуге (в этом году юбилей Курской битвы – 75 лет), и он захотел, чтобы в сцене последнего боя звучала какая-то знаковая песня, и вот эту знаковую песню написала А.Н. Пахмутова, которая так и называется "Курская дуга". И я являюсь исполнителем этой песни, она прозвучит ближе к 9 мая на Первом канале.

Затем мы очень близко дружим и общаемся с Александром Морозовым. Недавно познакомился с Евгением Дмитриевичем Догой. К сожалению, я был плохо знаком с его песенным творчеством, но мне посчастливилось исполнить две его песни на ваши стихи. Это "Не оставляйте матерей одних". Я видел, как слова этой песни трогают зрителей, особенной матерей. И вторая песня, мы вместе с Валентиной Бирюковой исполнили её на юбилейном концерте, "Всё начинается с любви".

Расскажите о своих отношениях с молодыми, может быть, даже порой не очень известными людьми, которые занимаются творчеством.

С. Волчков: У меня в последнее время появилось несколько таких песен. Это песня военной тематики Алексея Шошева "Запах дома". Кроме того, недавно я побывал в Гаджиево, это Северный флот, где меня впечатлили огромные корабли. И я попросил одного из молодых авторов Сергея Ковальского написать песню "Корабли". Затем Владимир Адаричев и Андрей Покутный написали мне две песни – "Мгновения" и "Лишь ты одна".

Вы не представляете, как тяжело из всего предложенного выбрать ту песню, которой можно что-то сказать и в которой можно увидеть себя. Когда Александра Николаевна Пахмутова что-нибудь предлагает, либо берёшь какую-то песню на ваши стихи, например, песню "Отчий дом", которой я часто открываю свои сольные концерты, в ней сказано всё. Уверяю, каждый исполнитель может в ней увидеть себя: три окна, мама, отцовский взгляд, любовь… А молодые авторы, к сожалению, не акцентируют внимание на этом. Они пишут просто слова и музыку.

Мне ещё Джохан Поллыева тоже написала песню – "Там далеко". И, кстати, есть песня, которую мы недавно исполнили с ней дуэтом, называется она "Я тебя теряю" на стихи Андрея Дементьева и на музыку Джохан Поллыевой. Мы исполнили её дуэтом, на просторах Интернета есть её запись.

Мы живём в такое время, когда искусство, в частности, музыка, занимает невероятно большое место в жизни разных поколений. Я бываю на разных вечерах и вижу, как весь зал подпевает, и не важно, сколько человеку лет, который подпевает. Есть среди них и 70-летние, и 20-летние. И это так прекрасно, что в России это явление становится повседневным и очень распространённым. Эта любовь к песне, которая выражается даже внешне. Так приятно сидеть в зале, где поют песню, которая льётся со сцены.

С. Волчков: Есть такие песни. Например, "Дорогой длинною", "От зари до зари" поёшь и чувствуешь, что люди знают эти песни. Я всегда говорю, что их пою я и мой любимый народный хор. Когда люди тебе подпевают, это очень впечатляет и умиляет, принимаешь это с восторгом.

Ещё надо добавить, что в нашей стране в последнее время, и это радостно, что я могу петь песни ушедших первых исполнителей этих замечательных песен. И мне нравится, что с каждым годом на моих концертах появляется всё больше молодёжи. А это означает, что наше песенное достояние будет жить вечно, потому что музыка, песня, стихи живут не только в сердцах. Очень хочется вернуться к тому состоянию, как это было раньше, когда "Калинку-малинку", "Катюшу", "Подмосковные вечера" пел весь мир. Мне хочется, чтобы мы и дальше своей культурой восхищали мир.

Я получил первое образование по специальности "хоровое дирижрование", но мне всегда было очень интересно петь. И я пел в храме 5,5 лет, причём в храме я познакомился со своей женой. Когда я был студентом, то хотел устроиться в Хор Сретенского монастыря, но у меня это и не получилось. Я один раз ездил на прослушивание как солист, но у них тогда был полный состав, и не было возможности принять меня. А сейчас мы вместе гастролируем по всей стране. У нас есть свой проект, мы делали даже совместные концерты в Доме музыки. Они приходили меня поддерживать, когда у меня был концерт в Кремле. А я к ним ходил на Пасхальный концерт в Крокус Сити Холле. То есть, мы тесно сотрудничаем и поём разную музыку. Я – советскую, они – духовную музыку. На своём концерте я пел с ними песню "Не для меня". И когда я записывал диск, то хотел записать что-то такое, очень интересное и совершенно другое, нежели обычно слышат от меня зрители и слушатели. И я обратил внимание на один из моих любимых романсов, который написал Г. Свиридов "Богоматерь в городе". Кстати, этот романс я исполнял на госэкзамене в ГИТИСе. Он очень не простой, но мне очень хотелось его записать.

Вообще, это очень хорошая традиция в России. Что я имею в виду? У меня дед 30 лет пел в храме. У него был хороший голос, тенор. И дома у меня всё это исполнялось. Мама тоже пела. Поэтому я вырос в атмосфере музыки. И то, что дед пел в хоре в церкви, и сейчас там молодёжь поёт, я это с таким удовольствием всегда слушаю, потому что это пение как-то возвышает, облагораживает и осветляет наши души. И за то, что вы к этому причастны, спасибо вам и низкий поклон.

С. Волчков: К сожалению, у меня сейчас постоянно идут концерты, времени не хватает, но для себя я всегда обвожу в календаре даты Рождества и Пасхи. В эти дни обязательно я должен быть в храме, зайти к своим ребятам, спеть с ними, духовника встретить, с ним пообщаться. Эти большие праздники нас всех соединяют. Скажу больше, я больше научился петь, когда пел в храме. Прежде всего, я научился слышать себя, слышать своего партнёра, с кем я пою рядом. Я пел дуэтом и с Тамарой Гвердцители, и с Розой Рымбаевой, и со многими молодыми исполнителями. И у меня есть чувство партнёрства. Вся эта хоровая история очень помогла по жизни.

У вас состоялся сольный концерт в Кремле. Как он прошёл?

С. Волчков: Было, как всегда, волнительно. Как и у всякого артиста, когда он слышит третий звонок, началась дрожь в руках и в ногах. Но мне кажется, всё прошло хорошо. Был полный зал. Были самые близкие друзья и люди. На сцене звучала музыка. Концерт я этот начал с песни "Отчий дом" и увидел на глазах близких и всего зала слезы. А потом, когда я во втором отделении, я спел песню "Наш день", которую исполнял Евгений Мартынов на ваши стихи, то увидел на лицах людей улыбку. Что обычно есть в нашей жизни? Можно где-то погоревать, можно что-то со светлой грустью вспомнить. В песне "Отчий дом" есть эта светлая грусть. Я тоже безумно скучаю по родному дому, потому что уехал из него в Белоруссии 11 лет назад. Конечно, я скучаю по своим родителям, по лугам, по рыбалке. А потом, когда прозвучала песня "Наш день", на лицах людей появилась улыбка. А какими должны уходить люди после концерта? Они должны уходить, чтобы прожитый день был для них ярким.

Виражи времени. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Виражи времени

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация