Актуально Как сказываются санкции на российском космосе
Отсутствие импортных компонентов сказывается на сроках запуска российских космических миссий. Источники в космической отрасли сообщили изданию "Газета.ру", что под угрозой находится отправка новых аппаратов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) с космодрома "Восточный" и других научных миссий. В "Роскосмосе" эти сообщения опровергают. Вообще, в госкорпорации "Роскосмос" опровергли сообщения о том, что запланированные на конец 2018 года запуски ракет с нового космодрома "Восточный" будут перенесены из-за проблем с готовностью спутников, связанных с импортозамещением. Накануне появилась информация, что спутники "Канопус" и "Метеор" не успевают за готовностью ракет, которые в скором времени отправятся на космодром.
Что происходит? Спросим у главного редактора журнала "Новости космонавтики" Игорь Адольфович Маринин.
Действительно ли вопрос санкций и импортозамещения сегодня влияет на сборку российских спутников "Канопус" и "Метеор"? В чём мы не успеваем, а в чём преуспеваем?
И. Маринин: Санкции действуют больше двух лет. И первое время действительно они не то, что шокировали, но вызвали достаточно много неприятностей у разработчиков отечественных космических аппаратов. Дело в том, что некоторые компоненты, особенно это касается радиоэлектронных систем, мы закупали за рубежом, так как во времена развала Советского Союза многие производства, которые были в стране налажены, приказали долго жить. И российскому космосу этих компонентов просто не хватало.
Большинство космических аппаратов были рассчитаны под поставки этих компонентов. После введения санкций конструкторы космических аппаратов, космических систем управления и т.д. были вынуждены перепроектировать какие-то отдельные узлы на те компоненты, которые у нас есть. Если таких компонентов не было, то была поставлена нашей радиоэлектронной промышленности срочная задача разработать и начать выпуск этих компонентов.
Насколько сложная эта задача?
И. Маринин: Эта задача была разной сложности, потому что компоненты были разной сложности. Приходилось выкручиваться разными способами, но за эти два года импортозамещение произошло примерно процентов на 95. То есть, сейчас очень мало компонентов, которые нам ещё нужны и которые каким-то образом влияют на график создания нашей космических аппаратов. Поэтому сообщения о том, что запуски "Канопусов" и "Метеоров", которые должны быть произведены с "Восточного", с большой вероятностью будут отложены на 2019 год из-за того, что идут задержки с их сборкой из-за компонентов, думаю, не соответствуют действительности. Тем более, это серийные аппараты, и аналогичные аппараты были запущены в конце прошлого года и в начале этого, и, в общем, серийное их производство налажено.
А могут из-за отсутствия какой-то мелочи быть нарушены сроки запуска спутников?
И. Маринин: Думаю, что нет. Дело в том, что производством космической техники у нас занимаются различные предприятия. Этих предприятий достаточно много. И каждое предприятие решало импортозамещение своими путями и с разной степени эффективности. Поэтому большинство предприятий-производителей техники, в том числе и предприятие, которое делает "Канопус" и "Метеор", проблему с импортозамещением уже решили.
Думаю, что причина возможного переноса запуска этих космических аппаратов не в импортозамещении, а в серьёзном недофинансировании. Дело в том, что, по моим данным, за последние два года недофинансирование утверждённой Федеральной космической программы, которая была сформирована с 2016 до 2025 года, достигает не менее 20, а то и 30 процентов. Это очень серьёзное недофинансирование, которое, естественно, должно повлиять на сроки производства всех космических аппаратов и на сдвиг их запусков, а возможно даже и приведёт к пересмотру всей Федеральной космической программы. Мне кажется, что именно в этом причина, а не в импортозамещении.
Какие ещё на сегодняшний день существуют реальные проблемы, перед которыми стоит российская космическая отрасль и о которых стоило бы сказать?
И. Маринин: Прежде всего, это регулярное финансирование. Нам очень нужно, чтобы именно Федеральная космическая программа, которая была в своё время дважды сокращена и минимизирована до самого минимального минимума, чтобы хотя бы эта Федеральная космическая программа финансировалась в запланированном объёме. Кроме того, вторая проблема – это кадры. Проблема подготовки молодых кадров и новых инженеров, их привлечения и закрепления в отрасли решается более-менее на удалённых от Москвы предприятиях, и хуже на московских предприятиях, потому что в столице выбор работодателей значительно больше.
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.