Картинка

Авторские материалы 20 баллов по шкале "Яндекс": чем грозит ограничение фаз светофоров

15 мая 2018, 12:22

Персоны

Красный свет для пешеходов на переходе предлагают ограничить 45 секундами. Норму закрепят в предварительном национальном стандарте, который планируют утвердить в будущем году. Разработчики уверены, что изменения помогут снизить аварийность. А сами светофоры, кстати, планируется передать на аутсорсинг. То есть в обслуживание частным компаниям. Подробнее о планируемых изменениях светофорного регулирования – корреспондент "Вестей FM" Сергей Гололобов.

Долгое ожидание "зеленого" на переходе морально не всем под силу. Нервы не выдерживают, и некоторые пешеходы, увидев просвет в потоке, стартуют в надежде проскочить. Получается не у всех. Только за первые 4 месяца нынешнего года зафиксировано свыше 1 500 ДТП с наездом на пешеходов именно на регулируемых перекрестках. Повод задуматься специалистам. Они и задумались. А после предложили ограничить "красный" 45 секундами. Это терпимо даже для самых "горячих" голов, а потому аварийность на пешеходных переходах должна реально снизиться. Правда, другие эксперты считают такую норму неудачной. Особенно если это касается сложных перекрестков, говорит заместитель руководителя экспертного центра "Пробок.нет" Андрей Мухортиков.

МУХОРТИКОВ: Есть достаточно большое количество фаз на большинстве светофоров, есть ограничения по ГОСТу, связанные с пересечением разных направлений. И если вот такую норму механически применить ко всем светофорам, наступит такой транспортный коллапс, который по шкале "Яндекс" можно было оценить баллов в 20. Данную норму можно трактовать как рекомендательную и, скажем так, для небольших улочек с небольшим потоком машин и большими пешеходными потоками. Там это в ряде случаев – вполне возможно.

Чтобы не тормозить автомобильный поток, ряд специалистов предлагает снизить для пешеходов время ожидания "зеленого", но и время прохода на "зеленый" тоже должно быть уменьшено. То есть было, например, 1,5 минуты "красного" и 30 секунд "зеленого". Разделим на 2, чаще переключаем светофор, но в сумме останется то же самое время. Вроде логика есть. Но нет – не пойдет, констатирует Андрей Мухортиков.

МУХОРТИКОВ: Время пешеходной фазы достаточно жестко регламентировано скоростью движения пешеходов. Скорость пешеходов принимается 1,3 метра в секунду. Таким образом, если мы имеем переход через одну полосу – да, его можно сделать 6 секунд. Если мы имеем, например, переход через Варшавское шоссе шириной 35 метров, соответственно, длительность этого перехода должна быть минимум 30 секунд. Так просто, потому что есть скорость пешеходов.

А вот, безусловно, полезная идея, которую тоже предлагают включить в национальный стандарт, – это разрешить одновременно переход и проезд. Например, при повороте направо. Естественно, на низких скоростях. И – на отдельных перекрестках. Сейчас же пересечение пешеходов и транспорта в одной фазе светофорного регулирования ГОСТы запрещают однозначно. Без оговорок и допусков. И это ограничение – слишком жесткое, уверен Андрей Мухортиков.

МУХОРТИКОВ: Если говорить про правые повороты, их в большинстве случаев можно совмещать с переходом пешеходов. И это разрешено в большинстве стран, в том числе с развитой автомобилизацией. Но, опять-таки, с учетом интенсивности правого поворота и пешеходного движения.

Еще одно нововведение – скорее, из области дорожной экономики. Обслуживание всей интеллектуальной транспортной системы города (а это – тысячи светофоров, камер, датчиков движения и даже дорожных метеостанций) передадут на аутсорсинг. Для этих целей будет объявлен конкурс. Максимальная цена контракта – 17,5 миллиардов рублей на 5 лет. Или 3,5 миллиарда в год. Напомним, что сейчас всю ИТС обслуживает Центр организации дорожного движения вместе с его подрядчиками. Вроде справляются. Так стоит ли передавать все светофоры частникам? Вполне, рассуждает директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Константин Трофименко.

ТРОФИМЕНКО: Здесь надо учитывать, что ИТС – это сейчас все-таки очень активно развивающееся направление. И вот какие-то крупные корпорации, имеющие компетенции в связи, сейчас очень активно выходят на этот рынок. Это не только отечественная тенденция, но и общемировая.

При организации будущего конкурса, конечно, есть опасность коррупционного фактора, что все условия будущего контракта подгонят под конкретную "карманную" компанию. Вот мнение на этот счет Константина Трофименко.

ТРОФИМЕНКО: Слушайте, здесь настолько большой объем инфраструктуры, что "карманная" компания тоже должны быть гигантской. Нужно действительно иметь проводную и беспроводную связь, огромные серверы, которые весь этот объем данных обрабатывают. И программные комплексы, которые позволяют управлять этим всем. То есть это гигантская машина.

То есть взяться за это могут только гиганты отечественного телекома. Какой-то "левой" фирмочке управлять всей интеллектуальной транспортной системой города не под силу, что снижает фактор коррупции. И, как пишут СМИ, многие крупнейшие сотовые и интернет-компании России изучают сейчас документацию для участия в конкурсе.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация