Авторские материалы “Кто ты и что тебе продать?”: как интернет-пользователи сами рассказывают о себе всё
Персоны
Личная информация пользователей Интернета стала общедоступной через психологические тесты. MyPersonality – так называлось специальное приложение, разработанное предприимчивой группой исследователей из Кембриджского университета, чтобы в учебных целях собирать данные пользователей Facebook и еще ряда соцсетей. С 2007 года были собраны данные почти 3 000 000 человек, сообщают СМИ. Больше того, эти данные несколько лет хранились на открытом сайте. Тему продолжит корреспондент “Вестей FM” Татьяна Григорьянц.
“Кто ты в “Игре престолов”?” – такая табличка с предложением пройти психологический тест выскакивает, пока листаешь новости друзей по соцсети. Ряд ненавязчивых вопросов с картинками и вариантами ответов: что вы больше всего цените в людях? Где бы вы предпочли отдыхать? Кто из злодеев – самый гениальный: доктор Лектор, Волан-де-Морт или Джоффри Баратеон? “Подождите 5 минут, система обрабатывает ответы”. Вуаля – результат: “Ты Серсея Ланистер! Особа королевских кровей, красивая, целеустремленная, найдешь выход из любой ситуации!”. Ух! Даже комплименты торговцев на рынке фруктов и овощей так не внушают уверенность в себе!
А вот еще тестик интересный: “Какой ты цветок?” Или лучше этот: “Какой киноактрисой ты была бы?”. Надо бы пройти. И результат непременно опубликовать на своей странице в Facebook – чтобы все знали, какая у них целеустремленная, дипломатичная, добрая, незаурядная, верная, оптимистичная, а главное – скромная подруга! А то так никто и не узнает!
Хотя вот за это беспокоиться не стоит. Забвение сегодня мало кому из интернет-пользователей грозит. Очередная история с исследователями из Кембриджа – тому доказательство. Они придумали программу с психологическими тестами, запустили через соцсети. Пока одни познавали себя – другие познавали их. И сохраняли данные на специальном сайте. Открытом, к слову. Нужно было лишь зарегистрироваться соавтором сайта – и можно получить доступ к данным почти 3 000 000 человек. Это ровно половина всех, кто прошел эти самые психологические тесты. Впрочем, архивировать информацию о себе люди разрешали добровольно, нажимая кнопки “Ок” на запрос “Принять пользовательское соглашение”. А значит – нет никаких нарушений закона, говорит заместитель руководителя лаборатории по компьютерной криминалистике Group-Ib Сергей Никитин.
НИКИТИН: На самом деле это абсолютно нормально, возможно, даже и законно. Нужно понимать, что, вообще, все эти глобальные сервисы – почта, социальные сети, которые напрямую не берут с пользователей деньги, – они монетизируются за счет рекламы. Самый известный почтовик – Gmail от Google, почему он бесплатный? Потому что Google позволяет ему анализировать ключевые слова в вашей переписке (автоматизировано, не людьми, никто не читает ее), и, исходя из этого, вам показывается контекстная реклама.
Для рекламщиков подобные архивы – это просто кладезь: не нужно проводить никакие дорогостоящие исследования и собирать фокус-группы. А информация о пользователях – потенциальных покупателях – самая полная. И тебе обо всех свои предпочтениях сам человек и расскажет, как и о своей реакции в той или иной ситуации. Так что в этом смысле психологические тесты – просто гениальное изобретение. Тем более что люди на них падки, говорит директор Центра независимых исследований Виктор Воронков.
ВОРОНКОВ: Потому что люди любят играть. Это такая же история, как гороскопы. В этих тестах нет ничего даже близко научного. Люди все настолько разные, что единой шкалы для их измерения существовать не может.
Но, как и в случаях с гороскопами, результаты теста приятно примерить на себя. Тем более что результаты эти, как правило, прямо выдающиеся! И чтобы разработать такой опросник, не обязательно отличаться особым умом и сообразительностью. Если только ты не маркетолог, замечает Виктор Воронков.
ВОРОНКОВ: Если это сделано только для привлечения внимания, для того, чтобы набрать побольше аудиторию, то умный человек там не нужен. Там нужен человек, который понимает, на что люди “ведутся”. Например, на приятные выводы из полученных ответов. Для тех, кто занимается маркетингом, конечно, нужно составлять умные вопросы. Тогда это делают профессионалы.
Информация собирается, складывается на каком-то отдельном сайте, а после – перепродается, объясняет схему специалист по компьютерной криминалистике Сергей Никитин.
НИКИТИН: Покупают некие ключевые слова, которые им интересны. Допустим, “магазин игрушек” или “автозапчасти”. Выбирают контингент людей, который им интересен, и этой категории пользователей показывается какая-то специфическая реклама.
И, в общем-то, пользователи от этого в выигрыше, говорит Никитин: и тебе бесплатный сервис в виде соцсети, например, и реклама “под тебя”, то, что действительно может быть интересно конкретному человеку. Не хочешь, чтобы о тебе так много знали – не пользуйся соцсетеми, создавай свою платформу для почты.
НИКИТИН: Просто не пользоваться сервисами, которые открыто говорят вам о том, что они будут собирать данные и их использовать. Хочется пользоваться почтой – создайте свой почтовый сервис, который сами будете администрировать, сами будете все настраивать. Он не будет общедоступным, и в нем не будет никто анализировать вашу переписку.
Так что психологические тесты познать себя вам не помогут. Поможет реклама, которую начинают после этого присылать. Как “обратная связь” от Интернета: скажи мне, что тебе рекламируют, и я скажу тебе, кто ты.