Актуально Если меньше ответственности, то профессия более привлекательна?
Минтранс России намерен внести поправки в Уголовный кодекс для повышения привлекательности профессий машиниста поезда, пилота, капитана судна, их помощников, а также техников.
Оказывается, потенциальных соискателей вакантных мест отпугивает уголовная ответственность в случае аварии, так считают в ведомстве и предлагают смягчить требование ст. 263 УК РФ. В Госдуме эту идею поддержали. Эксперты призывают со смягчением ответственности не спешить.
Ситуацию разъясняет председатель Комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный лётчик СССР Олег Михайлович Смирнов.
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.
Врачи тоже боятся ответственности, но означает ли это, что её надо с них снимать ради того, чтобы врачей в стране стало больше, чтобы они охотнее шли в профессию?
О. Смирнов: У пилотов гражданской авиации ответственность за жизнь пассажиров самая высокая из всех ответственностей. Потому что пилоты посвящают этому жизнь. И когда пилот уходит на пенсию и при этом не нанёс ни единой царапины кому-либо из пассажиров или самолёту, только тогда он может сказать, что он выполнил свою миссию как положено.
Вопрос немного не об этом, а о том, что, если сейчас молодым студентам сказать, что их ответственность за жизни пассажиров снижается по УК, это означает автоматически, что студенты начнут расслабляться. А известно, что в последнее время пилоты в экстренных ситуациях теряются, потому что опыта у них маловато, налёта у них маловато, да и с образованием сейчас тоже неважно. Поэтому возникает вопрос, а надо ли эту ответственность снижать?
О. Смирнов: Что касается гражданской авиации, снижать ответственность ни один министр, никто другой, не имеют права. Гражданская авиация как никакая другая экономическая отрасль очень тесно вплетена в международные дела. Российские авиакомпании около 50 процентов своих объёмов полётов производят за рубеж. Кроме того, наша страна является членом ИКАО (Международной организации гражданской авиации), в которой сосредоточены 192 государства мира. И мы работаем так, что несём ответственность, и готовить пилотов мы обязаны таким образом, как это диктует ИКАО. Поэтому здесь нам есть над чем призадуматься так же, как и всем государствам мира.
Последние катастрофы в мире происходят по одним и тем же причинам. Первая – недолжная подготовка экипажей. И вторая – слишком большое доверие к электронике.
Примеры. Французский самолёт летит из Бразилии через Атлантический океан в Париж, и посреди Атлантики он ныряет на дно, на глубину 4000 метров, со 170 пассажирами на борту. Выводы французской комиссии потрясают: данная катастрофа произошла из-за того, что экипаж не был должным образом обучен ручному пилотированию самолётом в случае отказа электроники. Точка, прилетели!
Самолёт Объединённых арабских эмиратов уходил в Ростове на второй круг. Выводы комиссии: экипаж не был обучен уходу на второй круг так, как это положено.
Наша катастрофа Ан-148 под Москвой. Пока ещё выводов нет, но все материалы, которые опубликованы, уже говорят о недолжной подготовке экипажа к полёту.
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.