Картинка

Актуально Миллиарды, закатанные в асфальт

18 мая 2018, 12:30

Россия тратит миллиарды на дороги. Стало ли от этого больше хороших дорог?

Строительство дорог в России – зона ответственности органов власти практически всех уровней. Согласно действующему закону за строительство дороги в зависимости от её типа отвечает соответствующий орган власти. Федеральные трассы находятся в ведении правительства, которое утверждает перечень федеральных дорог и отвечает за их состояние, ремонт и уровень сопутствующей инфраструктуры. Но почему в стране так много жалоб, что в регионах огромное количество дорог не только не отремонтированы, а просто "убиты"?

Говорит старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Екатерина Михайловна Решетова.

Миллиарды тратятся, а в хорошем состоянии только федеральные дороги. Что происходит с региональными бюджетами в этом смысле?

Е. Решетова: В региональных дорожных фондах попросту нет денежных средств на строительство региональных дорог. Денег нет даже на поддержание их в нормативном состоянии. Это, наверное, одна из самых больших проблем. В региональных бюджетах и в региональных дорожных фондах нет денежных средств.

Но эту проблему предлагалось решить за счёт частичного перехода на систему концессий. Об этом говорилось уже лет десять назад или даже больше. Переходом на систему концессий на строительство и управление платными дорогами можно было бы как-то ситуацию выровнять. Что мешает этому?

Е. Решетова: Не так всё просто с концессиями. Для строительства такого капиталоёмкого объекта, как автомобильная дорога, весьма сложно найти инвестора, даже если это какая-то федеральная трасса. Если посмотреть на объекты госкомпании "Росавтодор", там не так уж много и дорожных объектов, и инвесторов, и даже подрядчиков, которые такие объёмы могут осилить. Крупных подрядчиков можно по пальцам одной руки пересчитать. А бывает, что на конкурс и не выходит никто в принципе.

Здесь сложно, во-первых, в принципе заинтересовать какого-либо участника рынка, чтобы он вложил деньги, потому что деньги вернутся ему не скоро, и вообще не понятно, каким образом они вернутся, ибо платных дорог наши люди не любят в принципе, как показывает практика. И не только в России, но и во всём мире. Опять же в мире есть практические единичные случаи, когда все затраты на дорогу окупались бы за счёт взимания платы за проезд по ней. Безусловно, это тоже не выход.

К чему пришли в просвещённых странах? Первое. К тому, что, либо повышаются ставки акцизов в цене бензина. Таков путь США, где до недавнего времени за счёт дорожных сборов покрывались все затраты на строительство и развитие дорожных сетей. Но здесь есть одна проблема. Двигатели становятся всё более экономичными. Плюс электрокары сейчас приобретают всё большую популярность, поэтому бюджеты даже там стали наполняться в меньшей степени.

Поэтому второе, к чему в этих странах приходят, – это налог, который заложен не в цене топлива, а исчисляется исходя из того количества километров (из того траффика), который человек проехал, что, в общем, приравнивается к пользованию и оплате за телефон. Сколько человек наговорил, столько он и платит. Так и здесь, сколько километров проехал, столько он и будет платить. Это, как показывает практика, довольно эффективный инструмент, который действительно позволяет наполнять дорожные фонды в достаточной мере, чтобы содержать автомобильные дороги в нормативном состоянии. Безусловно, всё это не дёшево для пользователей. Но других путей, кроме как плата пользователей дороги, наверное, не существует, потому что тот путь, когда всё это покрывается из налогов общего покрытия, приравнивает пользователей автомобилей к пенсионерам, которые получают также из налогов общего покрытия. В общем, это не совсем верный путь.

Региональные дорожные фонды сегодня вообще существуют де-факто?

Е. Решетова: Безусловно. Существуют региональные дорожные фонды, куда направляются и транспортный налог, и акцизы.

То есть, периодически эти фонды наполняются за счёт налогов жителей, которые живут в этих регионах?

Е. Решетова: Да, наполняются. Просто этих налогов катастрофически не хватает даже на поддержание в нормативном состоянии дорожной сети. Поэтому, как правило, какие-то федеральные субсидии, дотации выделяются на дополнительное финансирование этих расходов для поддержания хоть в каком-то состоянии автомобильных дорог.

Важно ещё здесь понимать, что, если новую дорогу регион построить не в состоянии, то хотелось бы, чтобы в каком-то нормальном состоянии он бы поддерживал старые. Ещё хотелось бы, чтобы латали асфальт не только зимой в снег, но занимались этим качественно и ответственно. Кто у нас сегодня вообще ответственен за состояние региональных дорог?

Е. Решетова: За региональные дорожные фонды отвечают региональные власти. Здесь всё очевидно. Даже для поддержания региональной дорожной сети в нормативном состоянии, как подсчитали эксперты, необходимо порядка 1,5 трлн рублей. Соответственно, такие суммы просто не выделяются физически.

Но нельзя же постоянно из года в год говорить, что региональные бюджеты в плане дорог пустые? Наверное, существует какой-то выход? Есть же мировые практики. Кто-то же как-то справлялся с этой проблемой?

Е. Решетова: Я уже назвала примерные пути решения этой проблемы. В тех же США выдвинут лозунг, что за дорогу должны заплатить пользователи, то есть те, кто получает преимущество от использования дорог.

То есть, через развитие сети платных дорог, в том числе и региональных?

Е. Решетова: Нет, не платных дорог. А за счёт повышения налогов с пользователей за использование ими автомобильной дорожной сети. Этот сценарий никому не нравится. Никому не хотелось бы платить больше, но налоги, которые платят пользователи в РФ, несопоставимо малы с теми, что платятся за рубежом.

Из ваших слов ясно, что есть только один выход. Для того чтобы в регионах строились и развивались хорошие дороги, налоги на это должны платить все граждане страны?

Е. Решетова: Налоги должны платить конечные пользователи дорожной сети. 80 процентов траффика, который выезжает на дорожную сеть, – это автовладельцы. Остальные около 15-20 процентов – это грузовые автомобили, перевозки грузов на которых играют важную роль в экономике страны.

То есть, за то, чтобы в Новосибирской или Омской областях, наконец-то, появились качественные хорошие дороги, водители города Москвы должны какую-то копеечку тоже отстёгивать?

Е. Решетова: Нет, не совсем так. Владельцы автомобилей в Москве платят за дороги, которые в Москве. У нас дорожно дело строится по территориальному признаку. Конечно, существуют проблемы развития дорог на северных территориях, где, безусловно, и пользователей дорогами, и жителей меньше. Но это уже отдельная история.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация