Картинка

Авторские материалы Что делать, если ребёнок – дислектик

19 мая 2018, 01:06

Персоны

37% российских школьников младших классов страдают дислексией. Как ни грустно это признавать, но детей, у которых буквы и цифры меняются местами, стало больше. Эксперты подозревают, что виноваты в нарушении чтения и письма именно гаджеты. Как вырвать ребенка из виртуальной реальности и как отличить дислексию от банальной лени – в материале корреспондента "Вестей FM" Ольги Матвеевой.

"Интересный книга", "ясная день", "точа" вместо "туча": признаки дислексии у ребенка обычно проявляются в начальной школе. Он меняет буквы или цифры местами: например, решая задачу по арифметике, пишет "5 + 5 = 01", а не 10. Неправильно изменяет окончания падежей; может также нарисовать в прописи букву "Э" наоборот.

По статистике, каждый 10-й ребенок в мире испытывает подобные трудности. Хотя поначалу родители думают, что он просто ленится, говорит нейропсихолог Ирина Жукова.

ЖУКОВА: Если ребенок говорит, что не получается, если ребенок отрицательно и эмоционально реагирует, значит есть барьер к легкому освоению. Есть люди, которым и правда сложно читать, и они лучше воспринимают информацию на слух. Благо в современном мире есть альтернативы. Что касается письма, дисграфии, тоже есть люди, которым сложно избавиться от этого. Они пишут с ошибками – ну и что? Несмотря на ошибки, мы их понимаем.

Дислексия – это нарушение способности овладеть чтением и письмом при сохранении способности к обучению. Ребенок воспринимает текст как образы – проще говоря, вместо слов видит картинки. А то, что не вызывает у него визуальных ассоциаций, он просто не замечает. Часто к концу даже самого простого предложения дислектик обессиливает от нервного напряжения. Пересказать прочитанное ему почти не по плечу. По словам учителя-логопеда, методиста "Логопедического центра" Юлии Жудро, в конце первого класса детей должен обследовать школьный логопед. Если специалист выявит проблему, то поможет ее устранить до окончания начальной школы.

ЖУДРО: В школе у детей возникают проблемы с письмом и чтением, и логопеды занимаются коррекцией этих проблем. Нет универсальной методики – надо понять, откуда у ребенка такие ошибки, каковы причины этих ошибок, что не сформировано, где трудности. У кого-то зрительное восприятие страдает, у кого-то – слуховое, и, соответственно, работа будет строиться разная. Это – большая, многоплановая работа, этим должен заниматься специалист. Ни родители, ни учителя не владеют этими методиками.

Методики есть. Но дислексия и дисграфия никуда не уходят, с этим надо научиться жить. При этом каждый год число школьников с нарушениями растет. Сейчас в России 37% учеников испытывают трудности при чтении и письме. И это – опасная статистика: таких детей так много, что медико-педагогические комиссии стали давать им послабления на ЕГЭ. По мнению некоторых экспертов, во всем виноваты гаджеты. Якобы лучшими друзьями ребенка стали девайсы, сместив со своего законного места книги. Однако учитель русского языка Андрей Успенский с таким подходом не согласен. И приводит пример из своей семьи.

УСПЕНСКИЙ: Я думаю, наоборот, девайсы могут быть развивающими, и у моей младшей внучки – развитая речь. Даже более развитая, чем у старшей. Лучше, чем у дочерей, которые много читали в свое время. Откуда она это берет? Из хороших мультфильмов, которые смотрит по девайсу. Виртуальная реальность. От нее уже никуда не денешься, родителям просто нужно смотреть за контентом.

Большинство людей считают, что дислексия сводится к неумению читать и писать, но в жизни такие дети сталкиваются и с другими сложностями. У ребенка отсутствуют организационные навыки, он постоянно отвлекается, случаются перепады настроения. К тому же не существует двух одинаковых дислектиков. У каждого нарушения проявляются по-разному: у одного – вместе с синдромом дефицита внимания, у другого – вместе с нарушением ощущения пространства, объясняет Ирина Жукова.

ЖУКОВА: Этот вариант пространственных нарушений, скорее всего, проявляется не только при чтении и письме, но и в другой деятельности. Здесь, конечно, нужно целиком работать с навыками пространственного ориентирования, с формированием письма слева направо, с формированием чтения. Все равно все зависит от тяжести нарушения. Тяжелых нарушений дисграфии, дислексии, конечно, не 37%, а гораздо меньше. Если заниматься, то в начальной школе все формируется.

К тому же даже тяжелая форма дислексии вовсе не предполагает, что у ребёнка – недостаток интеллекта, и не ставит крест на образовании и карьере. Напротив, она нередко граничит с гениальностью. Владимир Маяковский, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и Ганс Христиан Андерсен испытывали серьезные трудности с чтением и письмом. Стив Джобс, например, несколько раз вылетал из школы и всего один семестр продержался в колледже. Писать и читать он толком так и не научился до конца жизни.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация