Авторские материалы Кроликов – в массы!

21 мая 2018, 16:13

Персоны

Кролики – вкусно, полезно и выгодно. Профильные специалисты составили письмо в правительство с аргументами в пользу поддержки кролиководства в России. Развитие этого вида мясного производства, по их мнению, может широко пойти в небольших частных и фермерских хозяйствах. Дело – за деньгами на закупку племенных образцов животных. Наши селекционеры только начинают заниматься эффективными породами. По уверениям авторов документа, в 7-летней перспективе производство крольчатины может вырасти в 5 раз. Ну а кроме того, как всем известно, кролики – это еще и ценный мех. Какими государственными мерами можно подстегнуть плодовитость мелкого ушастого поголовья, разбирался обозреватель "Вестей FM" Сергей Артемов.

Прежде чем начинать заниматься большой отраслью сельского хозяйства, нужно составить концепцию такого развития. Документ был создан, рассмотрен в Госдуме и отправлен далее в Совет Федерации и правительство. Разумеется, центральная фигура концепции – сам кролик. Их выращивают в России, но около половины такого мяса закупается за рубежом. Оттуда же поступает и все племенное поголовье, рассказал нам директор НИИ пушного звероводства и кролиководства Глеб Косовский. По его словам, сотрудники института взялись за дело с самого начала.

КОСОВСКИЙ: Нашим институтом создан уникальный отечественный кросс – можно сказать, синтетическая порода, которая превосходит по своим характеристикам – по скороспелости, по массе, по аминокислотному составу – импортные аналоги. Мы готовы приступить к внедрению этого кросса в промышленное производство, основанное на личном подсобном и малом фермерском хозяйстве, уже сейчас, сегодня.

Упор в разведении российских товарных кроликов сделан на небольшие хозяйства – им, по мнению Глеба Косовского, должно быть выгодно такое занятие.

КОСОВСКИЙ: Одна крольчиха способна дать потомство в 50 крольчат в год. В убойном весе – 80 килограммов. Это – от одной крольчихи в год. Здесь эта программа несет еще и социальный уклон – занятость на селе. Плюс речь идет о "дальневосточном гектаре" – понятно, что на одном гектаре мы не сможем содержать стадо коров или выращивать что-то. Но на одном гектаре мы можем содержать несколько десятков тысяч кроликов.

Потенциально, если государство посчитает возможным массовое развитие кролиководства, выход мясной продукции через 7 лет составит 110 000 тонн. Или – почти по 800 граммов в год на каждого жителя страны. Вроде бы мало. Но сейчас, замечает Глеб Косовский, в среднем не выходит и 150 граммов.

КОСОВСКИЙ: Советский Союз производил в 1990 году 450 000 тонн крольчатины. Сегодня мы производим только 22 000 тонн – то есть у нас емкость рынка и возможность его роста – в 20 раз.

В Институте конъюнктуры аграрного рынка не ведут учета выпуска крольчатины – индустриального производства практически нет, рассказала аналитик Анна Кудрякова. И привела сравнительные цифры – сколько мяса вообще было заготовлено в России в прошлом году.

КУДРЯКОВА: За 2017 объем произведенной свинины составил 2,8 миллиона тонн, что на 7% превышает значение 2016 года. Что касается производства говядины, то ее объем превысил 500 000 тонн – опять же, есть небольшой прирост к 2016, около 1%. Объем произведенной птицы в 2017 году превысил 4,8 миллиона тонн – это на 7% выше значения 2016 года.

Как видно, по объему крольчатина – пока не конкурент никакому виду мяса. А по цене, увы, обгоняет их все. Около 600 рублей за килограмм на кости, или 1000 – в чистом виде: таковы ценники столичных магазинов. Надо заметить, магазинов премиальных. В массовых супермаркетах крольчатины нет. И не потому, что ее нет физически. Просто ретейлеры требуют стандартную упаковку, массу документов о безопасности продукта, а главное – бесперебойные поставки в большом количестве на выделенные полки. Любое фермерское хозяйство споткнется хотя бы одном на одном из пунктов.

И вот здесь Глеб Косовский упоминает необходимость господдержки – и даже не денежного финансирования, а создания некоего концерна, условно говоря, "Роскролика", который будет связующим звеном производства и продажи.

КОСОВСКИЙ: Грубо говоря, это – одна большая компания-интегратор, которая занимается как раз поставкой племенных материалов, поставкой тех же кормов, ветеринарного обеспечения и которая ведет от мелких поставщиков сбор продукции, а также занимается переработкой.

Эта же компания может собирать у кролиководов мех, частично снижая их издержки, как, например, зарабатывают другие животноводы на выпуске мясокостной муки. Если же говорить об издержках вообще, то не они причина нынешних высоких цен на крольчатину, заключает эксперт.

КОСОВСКИЙ: По биоконверсии корма она уступает только курице и индейке. То есть у курицы – 3,1 кормовой единицы на килограмм продукции идет в затраты, у индейки – чуть больше, у крольчатины – 3,6 кормовых единиц на килограмм. Для примера: на килограмм свинины требуется около 10 кормовых единиц, а для килограмма говядины – около 20, то есть в 6 раз больше. Поэтому здесь затратность очень низка. И та цена мяса, которую мы видим в магазине на крольчатину, обусловлена какими-то другими факторами, но не факторами себестоимости крольчатины.

В идеале, с учетом затрат на развитие бизнеса, цена крольчатины должна быть чуть дороже – или вровень с ценой индейки, но дешевле свинины и говядины, что избавит полезное диетическое мясо от сомнительного эпитета "нишевого продукта на любителя".

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация