Актуально Государство может ограничить цены на бензин
Персоны
Государство может ограничить цены на бензин. В Госдуме уверены, что стоимость топлива не должна быть выше 35 рублей за литр.
Средняя розничная цена на бензин в России с начала года заметно выросла, и ничего никто с этим поделать не может. Она превысила уже отметку в 41 рубль за литр. Эксперты прогнозируют дальнейшее подорожание топлива. Поэтому в Госдуме посчитали, что цены на бензин нужно ограничить. Российский топливный союз уже бьёт тревогу. Что делать? Как ограничить? Возможно ли вообще это?
Говорит президент Российского топливного союза Евгений Александрович Аркуша.
Что нужно делать прямо сейчас с растущими ценами на бензин?
Е. Аркуша: Нужно вмешательство регулятора как минимум, вмешательство нового правительства. К сожалению, без вмешательства государства тут не обойтись. За период безвластия и бесконтрольности, который был с момента выборов президента и до назначения нового правительства, оптовые цены выросли на 30 процентов. Причём ничего не изменилось в хозяйственной деятельности нефтяных компаний. Себестоимость не изменилась, тарифы, налоги, логистика остались по-старому, а цены выросли на 30 процентов.
А почему выросли цены? В России возник дефицит бензина?
Е. Аркуша: Нет, никакого дефицита точно нет. Объяснение одно – влияние мировых цен. Безусловно, внешняя ситуация влияет на внутреннюю, но опосредованно. Она влияет на стремление нефтяных компаний обеспечить равнодоходность поставок топлива на внешний рынок, где они много зарабатывают, и на внутренний. Как известно, товар течёт туда, где за него больше платят. И чтобы не было перетока на экспорт, они хотят обеспечить такую же доходность и внутри страны.
К сожалению, есть у них возможность, управляя биржевыми торгами, а, по сути дела, биржевыми ценовыми индикаторами, которые являются ориентиром для изменения оптовых цен, добиваться такого повышения.
На самом деле в России нет факторов, которые бы влияли на снижение цен. Это абсолютно точно, потому что у нас ежегодно растёт налоговая нагрузка за счёт увеличения акцизов. И не только акцизов, но ещё и за счёт увеличения налога на добычу полезных ископаемых. Совсем недавно было принято решение о проведении так называемого "налогового манёвра", цель которого была взять как можно больше налогов с добычи, обнулить экспортные пошлины, чтобы не связываться с возвратом экспортных пошлин за тот товар, который наши соседи произведут из нашей нефти беспошлинной и отправят нефтепродукты за рубеж. В принципе, это правильное решение.
Необходимо также сказать, что было принято ещё одно решение: для того чтобы рост налогов на добычу полезных ископаемых не приводил к росту цен внутри страны, надо было пропорционально снижать акцизы. Так вот, НДПИ растёт из года в год, как и было заложено, а акцизы не то, что ни разу не снизились, они, более того, каждый год повышаются. И, безусловно, всё это толкает цены наверх. Ну и плюс общая инфляция, которая повышает тарифы и прочее. Она тоже толкает цены вверх. Потому нет факторов для снижения, но не должно быть и очень сильного роста цен.
Вы разделяете мнение депутатов Госдумы, что литр бензина не должен стоить выше 35 рублей?
Е. Аркуша: Нет, это абсолютный бред. Если у нас стоимость одного литра бензина составляет 40 рублей, то из этих 40 рублей 28 рублей составляют налоги. Для того чтобы снизить цены, надо, прежде всего, снизить налоги. И, как я понимаю, такие решения принимаются, рассматриваются. Конечно, снижение акцизов приведёт к реальному снижению оптовых цен, а за этим последует как минимум стабилизация, а может даже и снижение розничных цен.
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.