Разное время. Радиоканал Бумажного ПТС с 1 июля не будет, полиса ОСАГО, видимо, тоже
Радиоканал "Разное время" ведут Марина Артамонова и Дмитрий Желобков.
Систему обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) этим летом ждут большие перемены. Кроме прекращения с 1 июля оформления паспортов транспортных средств (ПТС) в бумажном виде, что, безусловно, может повлечь за собой трудности с оформлением ОСАГО, с 31 августа тарифный коридор стоимости обязательных страховых автополисов заметно расширится. А средняя стоимость страховки вырастет на 20 процентов. Окончательная стоимость ОСАГО сформируется с учётом восьми дополнительных коэффициентов в зависимости от того, сколько лет вы находитесь за рулём и какой опыт имеете. С одной стороны, это создаст благоприятную конкурентную среду и повысит доступность полисов, с другой, ситуация с автогражданкой в проблемных регионах может стать ещё хуже. А таких проблемных регионов в России целых 16, которые являются убыточными для страховщиков. Кроме того, в Госдуму внесён законопроект, который предполагает возможность оформлять полис ОСАГО на срок от одного дня, что значительно облегчит жизнь автомобилистам, которые, например, перегоняют машины из одного города в другой. Им уже не нужно будет покупать годовой полис, а затем испытывать трудности с его аннулированием.
По оценке Российского союза автостраховщиков, только за 2017 год около 3 млн автомобилистов выезжали на дороги без полисов ОСАГО либо приобретали фальшивые документы.
Участники эфира:
– корреспондент Андрей Чистяков из г. Ставрополя;
– автоэксперт Андрей Осипов.
Говорят, что с 1 июля у покупателей новых автомобилей могут возникнуть трудности с покупкой полисов ОСАГО из-за прекращения оформления ПТС в бумажном виде. Согласны ли вы с такой оценкой ситуации?
А. Осипов: Не согласен. Я скептически к этому отношусь. Ноги этих слухов растут из того, что среди тех баз данных, которыми пользуются автостраховщики, нет пока ни одной, которая бы администрировала выдачу ПТС и их регистрацию в электронных базах данных МВД. Но надо здесь не забывать ещё две вещи. Во-первых, всё-таки это произойдёт 1 июля. И это произойдёт не в один день. Об этом неоднократно заявляло то же самое МВД. Это будет планомерный переход в течение года. И только к 1 июля 2019 года мы полностью избавимся от бумажного ПТС. Во-вторых. Вопрос состоит ещё и в том, что надо создать соответствующую базу паспортов транспортных средств. Её нужно будет соответствующим образом защитить. И, в конце концов, большая часть ПТС нужно будет перенести в эту базу. Доступ к ней будет предоставлен МВД и тем же самым страховщикам. То есть, они в режиме онлайн смогут проверять. И ПТС не нужно будет автовладельцу предъявлять при покупке полиса ОСАГО.
Возможно, за оставшийся месяц, я надеюсь, появится некий такой орган в электронном виде, который как раз будет в себе содержать информацию об электронных паспортах транспортных средств, которые будут выдаваться на новые автомобили. Ведь эта проблема, прежде всего, относится к тем машинам, которые будет проданы ближе или после 1 июля. То есть, к тем, что будут ставиться на учёт, начиная с 1 июля. Эта проблема не коснётся автомобилей, которые продаются сейчас, и никоим образом не должна затронуть автовладельцев, которые имеют на руках бумажный ПТС. Думаю, что эта проблема всё-таки будет решена, хотя в нашей стране мы зачастую сталкиваемся с такими вещами, как несогласованность действий различных органов власти. То есть, есть Российский союз автостраховщиков, есть Центробанк, который является регулятором рынка ОСАГО, а, с другой стороны, есть МВД и другие государственные органы, которые зачастую между собой договориться не могут. Сколько лет создавалась в стране единая база автомобилей, в том числе по угонам и т.д.? Все говорили, что она есть, а потом выяснилось, что то она работала плохо, то доступ к ней был организован не понятно как и т.д. Но, отталкиваясь оттого, что рано или поздно эта база была всё-таки создана, надежда есть.
Впрочем, если быть совсем пессимистом, надо будет посмотреть, как дела будут обстоять с 1 июля в тех же самых регистрационных подразделениях ГИБДД. Вполне вероятно, что те же самые официальные дилеры в каком-то смысле подстрахуются и будут выдавать бумажный аналог ПТС. Если вы сейчас покупаете новую машину у официального дилера, то, как правило, эта машина произведена несколькими месяцами ранее, и ПТС у неё ещё в бумажном виде находится. То есть, это дело будет касаться машин, ввезённых или произведённых после 1 июля, то есть, с того момента, когда таможенные органы или МВД перестанут выдавать их в бумажном виде, а будут их вносить в некую электронную базу данных. То есть, реально автовладельцы с электронными ПТС появятся на российских дорогах не ранее второй половины июля, а то и ближе к осени 2018 года.
Вырастет ли стоимость полиса ОСАГО?
А. Осипов: Это тренд нашей страны. И он связан с двумя вещами. Во-первых, Российский союз автостраховщиков неоднократно заявлял, его поддерживала большая часть страховых компаний, о том, что полисы ОСАГО и вообще операции с гражданской ответственностью владельцев автотранспортных средств для них являются весьма и весьма убыточным делом. Они давно говорили о либерализации рынка. И в их словах была некая сермяжная правда. Рынок давным-давно нужно было либерализовывать. Почему либерализовывать? Потому что регулятором всех предельных цен является Центробанк. Стоимость полиса ОСАГО напрямую зависит не только от типа транспортного средства, мощности силового агрегата и его владельца, но и от тех коэффициентов и ставок, которые устанавливает Центробанк. Зависит цена также от региона проживания и региона регистрации машины. Именно поэтому Южный федеральный округ для автостраховщиков чрезвычайно убыточен. Потому что там самые низкие цены на ОСАГО, а аварийность там, к сожалению, чрезвычайно высока. Поэтому страховые компании там несут огромные убытки.
Кроме того, не надо забывать, что сейчас в стране увеличился лимит выплат по полисам ОСАГО по тем ДТП, которые оформляются без участия ГИБДД. С 1 июля он повышается до 400 тысяч по всей стране, а для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей он уже фактически безлимитен. Сейчас зачастую, когда вы оформляете аварию, сотрудники ДПС вообще не приезжают на оформление аварии. Говорят по телефону, чтобы мы заполнили те бланки, которые у нас есть, и обратились в страховые компании. Это связано с тем, что МВД вообще хочет немного отойти от оформления ДТП, переложив этот процесс на плечи самих автомобилистов. Как бы это грустно и жёстко не звучало, на самом деле это продвигает нас немного ближе к развитым странам. Потому что, если в Европе или в Америке вы попадаете в ДТП и нет пострадавших, то, как правило, никто полицию и не вызывает. Водители обменялись карточками и адресами страховых компаний – и каждый поехал по своим делам, если машина в состоянии двигаться, или вызывают эвакуатор.
Полностью беседу слушайте в аудиозаписи программы.
Разное время. Радиоканал. Все выпуски
- Все аудио
- Ориентация на местности