Картинка

История из истории Боярыня Морозова: символ церковного раскола

31 мая 2018, 06:25

Феодосия Прокофьевна Морозова – персонаж по-своему уникальный. Ведь можно назвать ее и иначе: боярыня Морозова. Как минимум, в воображении возникнет репродукция картины Сурикова: неистовая, с горящими гневом глазами женщина в черном на розвальнях, правая рука поднята вверх в старообрядческом двуперстном крещении...

К картине стоит присмотреться внимательнее. Толпу Суриков изобразил так, словно мимо провозят некое недоразумение – чудное, смешное и не страшное. Кое-кто откровенно смеется, особенно дети, и лишь немногие взирают на боярыню благоговейно и с трепетом. Да и вообще героиня выглядит победительницей...

В этой истории борьбы старого и нового начал в русском православии, строго говоря, новшества, введенные патриархом Никоном, были возвращением старого и полузабытого, а упорство старообрядцев было основано на привычке двух – трех поколений. То есть с точки зрения тысячелетней истории христианства это было как раз новшество...

И здесь можно задуматься о роли женщины в русской истории. До середины XVII века кто из них играл сколько-нибудь самостоятельную роль? Можно вспоминать царевен, цариц, но только царевну Софью можно без натяжки назвать самостоятельной личностью. А в данном случае – яркий пример политического противостояния, борьбы за свои религиозные права и одно из первых немногих имен, связанных с церковным расколом...

(Запись программы слушайте в аудиофайле)

История из истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация