Картинка

Авторские материалы Из Бразилии, где в лесах много диких "барбудос"

1 июня 2018, 20:54

Персоны

Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке намерено и дальше привлекать в регион представителей русских старообрядческих общин. В частности, речь идет о староверах из Латинской Америки и Австралии. В сентябре будет запущен специальный сайт в Интернете. Там разместят всю информацию об условиях переселения в Россию. Кроме того, потенциальных переселенцев приглашают посетить Дальний Восток для ознакомления. О том, как русские старообрядцы попали в Латинскую Америку – обозреватель "Вестей FM" Борис Бейлин.

В середине XVII века после богослужебной реформы патриарха Никона страна раскололась на 2 лагеря – на тех, кто принимал и не принимал реформы. Поскольку официальная церковь пользовалась поддержкой царской власти, сторонники старого обряда фактически оказались в оппозиции, что в те времена грозило жестокими репрессиями вплоть до смертной казни. Хотя, казалось бы, речь шла о небольших обрядовых различиях. К примеру, совершения крестного знамения двумя перстами или написания имени Иисуса с одной буквой "и".

Староверы бежали, поднимали восстания, против них использовали войска, жгли на кострах. Легализовали старообрядцев только при Петре I. Царь позволил им существовать в России, но при этом обложил повышенным налогом. К тому времени все дореформенные священники, присоединившиеся к расколу, умерли. Епископов у староверов не было. И тогда раскол разделился сам в себе. Часть принимала священников из официальной церкви, которые покинули ее по тем или иным причинам. Это так называемые беглопоповцы. Со временем к ним присоединился грек епископ, и они восстановили всю иерархию. Сейчас это – крупнейшая община староверов: Русская православная старообрядческая церковь, во главе с митрополитом Корнилием.

Но были и старообрядцы, которые еще в XVIII веке решили обойтись без священников. Это беспоповцы. Среди них существует "часовенное согласие". То есть это те, кто сами проводят богослужения в часовнях. Эти общины еще называют "стариковским согласием", или "николаевскими беспоповцами". В XIX веке давление властей и нежелание общаться с приверженцами официальной Церкви вынудили их к внутренней эмиграции – в Сибири и на Дальнем Востоке. После революции, опасаясь уже коммунистических властей и коллективизации, часть из них переселилась в Китай, в провинцию Синьцзян и в Маньчжурию.

Но после войны коммунисты пришли к власти и там. И в Китае появились колхозы. Это вызвало новую эмиграцию староверов. Она началась в 1952 году и продолжалась до середины 60-х. Эвакуация проходила при поддержке Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Люди в основном ехали в Южную Америку. Прежде всего, в Бразилию, Аргентину, Боливию и Уругвай. Кто-то смог попасть в Австралию и Новую Зеландию. Со временем часть староверов оказалась в США и в Канаде.

В Южной Америке они продолжают жить обособленными общинами. Местные называют их "барбудос", то есть бородачами, почти как революционеров Фиделя Кастро. Староверы занимаются сельским хозяйством. Они сохранили русский язык и культуру. И – уклад жизни середины XIX века, хотя они и пользуются современной техникой вроде комбайнов и мобильных телефонов.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация