Картинка

Авторские материалы Городецкое "чудо чудное" в Коломенском

2 июня 2018, 16:46

Персоны

Выставка "Чудо чудное, диво дивное" открылась во дворце Алексея Михайловича в Коломенском. Главный и единственный экспонат здесь – городецкая роспись. Красочные доски, панно, прялочные донца, украшенные домовой резьбой – весь этот бытовой фольклор разместился во дворце до конца лета. Изучая забавные надписи и цветастые росписи, можно узнать все тайны уникального промысла. На выставке побывала корреспондент "Вестей ФМ" Анна Владимирова.

Красный, желтый, зеленый, серый, бурый, оранжевый – сегодня городецкие искусники могут использовать в росписи все цвета радуги и не только. Лет сто назад такое было невозможно – по закону жанра умельцы ограничивались в выборе красок. Теперь мастера свободно работают с полной палитрой, а в остальном следуют традициям предков. Рассказывает главный художник фабрики "Городецкая роспись" Наталья Приваловская.

ПРИВАЛОВСКАЯ: Городец – вообще очень талантливый город, не зря его называют еще и городом мастеров. У нас все лежит в детстве, в наших корнях. Пусть моя мама не расписывала, но она прекрасная вышивальщица, кружевница, и вязала и шила – все умела делать. А мы уже современные, я ходила в детстве в кружок «городецкая роспись», в изостудию. В нашем случае – всегда обязательно – в народных промыслах искусство передается от мастера к мастеру. И по настоящее время мы также обучаем своих учеников.

Городецкая роспись – это истории в красках. На одном панно изображен царь Петр I, горделиво взирающий на корабли, на другом – вооруженные копьями защитники города. Древние умельцы могли запросто нарисовать на нескольких деревянных досках – церемонию свадьбы. В пору, когда не было фотографии, такая хроника казалась отличным подарком для новобрачных.

Впрочем, этот жизнерадостный, яркий промысел переживал и тяжелые времена. Рассказывает куратор выставки Наталья Полонникова.

ПОЛОННИКОВА: После войны вернулось с фронта только два художника из 60-ти. Некому просто было расписывать. И Аристарх Евстафьевич Коновалов возродил промысел. Он потратил огромное количество времени, энергии и сил. Только благодаря ему промысел существует в том качестве, в котором он есть, – так называемый женский Городец, потому что расписывают предметы в основном женщины. До этого был "мужской Городец" – потому что расписывали и резали мужчины.

Некоторые предметы выставки действительно подвластны лишь мужской руке. Таков, например, один из самых загадочных экспонатов дворца, продолжает Наталья Полонникова.

ПОЛОННИКОВА: Шкаф, сделанный к 300-летию дома Романовых. Он весь полностью резной – на нем нет ни сантиметра без резьбы и без росписи. Рассказывает он о событиях российской истории, о страшном суде. Центральная композиция – венчание Михаила Романова на царство. Таких шкафов было три в Городце. Два сталось в Городце, а этот – третий – потерялся. Узнали о нем только спустя сто лет, когда стали готовиться к 400-летию дома Романовых.

Царская мебель, узорчатые шкатулки и деревянные доски с надписями вроде: "идет петух по улице, за ним идут три курицы" – все это дело рук городецких умельцев. Промысел, который зародился в середине XIX века и с тех пор не раз "горел и возрождался из пепла", продолжает в красках шутить и рассказывать о счастье.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация