Авторские материалы Эксперимент "маркировка": что будет с ценами на обувь и ювелирные изделия

2 июня 2018, 11:27

Персоны

Эксперимент с известным результатом: в России стартовала маркировка обуви и ювелирных изделий. Производители, импортеры и продавцы смогут поставить специальные QR-коды на упаковках и этикетках, содержащие информацию, где и кем сделано и когда ввезено в страну. По замыслу чиновников, такая технология – а летом будущего года она станет обязательной – удалит с рынка нелегальную продукцию, повысит сбор налогов и позволит покупателям быть уверенными в подлинности товара. Насколько это может повлиять на цены в итоге, разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Артемов.

С начала июня в магазинах обуви и ювелирных изделий на коробках и этикетках можно будет увидеть QR-коды. О чем они расскажут покупателю? Владелец смартфона отсканирует такой код и через специальное приложение узнает, легально ли товар произвели или привезли в Россию, а также действительно ли товар должен находиться именно в этом магазине? Ну, и все характеристики. Для обуви – материал изготовления, цвет и размер. Для драгоценностей – название, проба металла и качество камней, если таковые имеются. А в государственных масштабах в целом этот механизм должен выполнять несколько задач, рассказал нам заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

ЕВТУХОВ: Противодействие незаконному ввозу, производству и обороту продукции, повышение собираемости таможенных и налоговых платежей, создание честной конкурентной среды для законопослушных участников рынка и, конечно, интересы потребителей также учитываются, потому что потребитель сможет получить всю достоверную информацию о товаре, который он покупает.

Маркировка вводится в несколько этапов. Сейчас – эксперимент, все добровольно. С 1 января 2019 она станет обязательной, но продавцы тоже смогут ставить QR-коды на товары, размещенные на их складах и в магазинах. А вот с 1 июля будущего года маркировка будет разрешена только тем, кто производит товар, или ввозит его из-за границы.

Мы обратились на несколько российских обувных предприятий: там о маркировке слышали, но пока к ней не приступали – ответили, что сделают, когда это станет обязанностью. А вот те, кто занят в ювелирной индустрии, шевелятся чуть быстрее, говорит гендиректор ассоциации "Гильдия ювелиров России" Эдуард Уткин.

УТКИН: Соответственно, в эксперименте участвуют сегодня те, кто хочет заранее понять, что необходимо менять в системе работы, чтобы плавно перейти на маркировку ювелирных изделий. Придется менять и программное обеспечение, и технологию отгрузки-приемки товара. Пока вот, с 1 января, насколько мне известно, планируется введение маркировки только на бирках, то есть на каждую бирку нужно будет наносить специальный двухмерный QR-код, которого сейчас нет.

Расходы на печать и наклейки одного QR-кода – примерно 2-3 рубля. Хуже было бы, заметил Эдуард Уткин, в случае требования обязательной RFID-метки. Квадратной бумажки с вклеенным внутри проволочным узором – такие обычно сигналят о выносе из магазина неоплаченного товара. Но первая их задача – также нести информацию о товаре. Эти приспособления стоят уже около 30 рублей за штуку. Так что сама по себе маркировка на цены ювелирки не повлияет, а вот косвенные ее последствия – в виде фактического запрета продажи нелегальных изделий из драгоценных металлов – все же скажутся, полагает эксперт.

УТКИН: Сама по себе маркировка не очень затратна. QR-код печатается на термоленте, термопринтером – это копеечные затраты. Что влияет на цены на рынке? Наличие нелегального товара. Если этот нелегальный товар с рынка уйдет, а на сегодня мы оцениваем его долю процентов в 8, это может повлиять на цены, несколько повысив их. Вы же понимаете, что товар нелегального происхождения продается дешевле рынка, как правило.

А ещё беспокойство ювелиров вызывает тот же серый импорт, который ввезён ранее – как маркировать его, пока совершенно непонятно. И это тоже может отразиться на цене. В целом же для маркировки необходимы специальные принтеры и считывающие устройства, добавятся статьи в бухгалтерских и накладных документах – эксперимент, собственно, и покажет, насколько станет дороже сама процедура. Ещё один момент – кодирование ввозимых товаров. Это можно делать и в стране-производителе, и на таможенной границе. По мнению Виктора Евтухова, сложностей тут не будет.

ЕВТУХОВ: У нас сегмент импорта большой не только в обуви, но и в меховых изделиях, а у нас, как вы знаете, эксперимент закончился – введена обязательная маркировка, и она уже дала свои результаты. Никаких проблем нет – иностранные производители будут маркировать свою продукцию либо это будут делать импортеры. Зависит от того, как договорятся, если они хотят, чтобы их товар был представлен на территории Российской Федерации.

Пилотный проект маркировки меховых изделий за 2017 год дал прирост сбыта в штуках в 12 раз, а в рублях – почти вшестеро, с 10 миллиардов до 55. Наяву шуб, наверное, россияне не стали покупать больше – просто Минпромторг получил относительно прозрачную статистику этого бизнеса. И по обуви, уверен Виктор Евтухов, цифры окажутся внушительны.

ЕВТУХОВ: Вот если посмотреть данные таможенной статистики – доля продукции из КНР – мы видим, что объем неуплаченных таможенных платежей составляет десятки миллионов долларов.

Если даже речь идёт о 100 миллионах долларов, эту сумму импортерам придётся вкладывать в цену китайской обуви. Учитывая, что ее официальные закупки оцениваются в 2,5 миллиарда долларов в год, прибавка составит около 2%. А в том случае, если нелегалы из-за маркировки решат покинуть российский рынок, то свободная ниша станет привлекательной для отечественных обувщиков. Тем паче, что именно они были инициаторами и главными сторонниками идеи маркировки каждой пары туфель, ботинок и сапог.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация