Актуально Суд вернул гражданской жене Сергея Цапка особняк и "Порше"
Накануне Железнодорожный суд г. Ростова-на-Дону принял решение о снятии ареста с имущества Анжелы-Марии Цапок, гражданской жены главаря кущёвской преступной группировки Сергея Цапка. Ей вернули семейный особняк площадью 409 кв. м, стоимость которого оценивается по кадастру в почти 16 млн рублей, и роскошный спорткар "Porsche Panamera". Сейчас решается вопрос с 6 млн долларами на её банковском счету, которые суд, скорее всего, также ей вернёт.
Хочется напомнить, что в 2010 году в рамках уголовного дела, когда банда Цапков убила в доме фермера Ахметова 12 человек, в том числе четверых детей, под арест попал этот самый дом в окрестностях Ростова, где жила Анжела-Мария Цапок с двумя детьми, эта машина, ну и сумма в 6 млн долларов на её банковском счету. Теперь всё возвращается супруге покойного ныне С. Цапка.
Что происходит с правосудием? Этот вопрос мы хотим задать профессору Московского государственного юридического университета им О.Е. Кутафина Александру Ивановичу Чучаеву.
Адвокаты пострадавшей стороны совершенно обалдели от такого решения суда. Как можно прокомментировать то, что вчера произошло?
А. Чучаев: На ваш вопрос ответить достаточно сложно, поскольку я не видел решения и не знаю, чем мотивировал суд своё решение. По сути дела. В Уголовном кодексе предусмотрена конфискация имущества, но в ст. 104.1 говорится о том имуществе виновного лица, которое получено в результате совершения преступления. Была ли признана Анна-Мария Цапок виновной по уголовному делу, по которому был осуждён её гражданский муж, я тоже пока не знаю. Поэтому делать какие-то выводы на основе газетной публикации и мнений адвокатов, очень сложно.
Это же суд над убийцей детей, над лидером банды, которая много лет своими кровавыми деяниями терроризировала всю округу. А у его гражданской жены – 6 млн долларов. Кто-нибудь (суд, адвокаты, ещё кто-то из юристов) имеет право задавать вопросы: откуда у этой сударыни такие деньги? Или это совершенно не важно? Имеется в виду, что у неё были арестованы какие-то активы до выяснения обстоятельств, а потом они просто ей возвращаются?
А. Чучаев: Начнём с того, что независимо от того, что этот человек убийца, насильник или ещё кто-то, закон одинаков для всех. И для законопослушных, и для тех, кто преступил закон. Следовательно, в отношении последних мы также должны соблюдать тот закон, который у нас действует. Хочу сказать, что речь, скорее всего, идёт об имуществе, которое не подпадает под определение конфискации, указанное в УК.
Что же касается вопроса о том, надо или не надо было выяснять, откуда деньги, это совершенно другая проблема. Возможно, что в ходе предварительного расследования по делу Цапков не предпринималось никаких мер по выяснению законности, обоснованности и правомерности получения и наличия этого имущества.
Семь человек пострадавших получили компенсации по эпизоду убийства 12 человек в доме фермера Ахметова в размере 119 млн рублей. Но это только часть суммы, которая была назначена пострадавшим в качестве компенсации морального вреда. Остальные потерпевшие, а их очень много, от банды очень много человек пострадало, пока не получили ни копейки. И в это же время жене Цапка возвращаются имущество.
Наверняка есть какие-то регламентирующие правила, что сначала получают деньги пострадавшие, а уже потом, когда все пострадавшие удовлетворены, какие-то деньги начинают возвращать, в том числе и родственникам бандитов. Разве не так должно быть?
А. Чучаев: Я разделяю ваше возмущение и ваш пафос по этому поводу, однако хочу сказать ещё раз, что, скорее всего, речь не идёт об имуществе, которое было получено в результате совершённых преступлений. Вот это обстоятельство должно вытекать из приговора суда. Если же мы нарушим это правило, то, по существу, чем мы будем отличаться от тех, кто нарушил закон? Поэтому, вероятнее всего, вы сами сказали, что это гражданская жена, они не находились в зарегистрированном браке, следовательно имущество, которое есть у таких лиц, нельзя признать совместно нажитым имуществом лиц, находящихся в браке. Тогда бы другая была ситуация. Сделано это было специально или не было, мы сейчас говорить не можем. Вероятнее всего, речь должна идти о том, что следователи прокуратуры и т.д. должны выяснить правомерность этого имущества у гражданской жены Цапка. Вот когда они выяснят эти обстоятельства, тогда, может быть, и будет решён вопрос о конфискации её имущества. Но за счёт этого имущества вряд ли можно будет погасить задолженность самого Цапка по уголовному делу. Это разные вещи.
Вопрос о 6 млн долларов будет рассматриваться ростовским судом 21 июня. Какое будет решение, не известно, но вопрос остаётся на поверхности: для чего судья выделил эти деньги в отдельное производство?