Актуально Дедолларизация России плюс всего мира
Глава ВТБ Андрей Костин предложил начать бороться с использованием доллара не только в России, но и во всём мире. Он также предложил перерегистрировать все российские компании из офшоров в Российскую Федерацию. Предложения замечательные, под ними подпишутся практически все, кроме тех, кто, собственно, счета за рубежом и держит, номинированные явно не в рублях. Насколько реалистичны эти предложения?
Комментирует независимый финансовый эксперт Антон Николаевич Шабанов.
Кто может сейчас встать под лозунги "Долой доллар в мировой экономике" или "Да здравствует многовалютность в мировой экономике"? Кто подпишется под ними?
А. Шабанов: Встать под знамёна, пройтись с транспарантом могли бы очень многие. Прежде всего, тот же Китай, который уже давно хочет смести доллар и поставить туда свой юань. Хотя бы на одну и ту же полку вместе с долларом. Евросоюз на самом деле тоже подумывает иногда очень аккуратно и спокойно об этом. То есть, просто заявить о том, что это нужно и интересно, хотят давно многие. И Иран, и Ирак об этом заявляли. Но, к сожалению, когда всё начинает на практике реализовываться, как правило, это имеет очень плачевные последствия.
Почему?
А. Шабанов: Потому что, разумеется, американцам, мягко говоря, не очень хочется, чтобы кто-то убрал их валютную гегемонию с пьедестала, и они сопротивляются этому всеми способами, в том числе иногда и военными.
То есть, победить американцев можно, только создав параллельную финансовую систему, такую же глобальную, как американская?
А. Шабанов: Совершенно правильно. Причём надо её создать как-то так, чтобы американцы не заметили того, что она создаётся, потому что, когда они начинают слышать какие-то заявления… Вот на Востоке многие лидеры заявляли о том, что они больше не будут продавать свою нефть за доллары, а будут продавать её за свою национальную валюту, но это были последние политические заявления, которые эти лидеры делали. Потом их и по миру разыскивали, и затем были казни, и чего с ними только не случалось. Муаммар Каддафи – самый яркий пример.
Вот если такую систему незаметно создать и также довольно незаметно для Америки внедрить, тогда да. Как это было в 1971 году, когда все объединились в Бреттонвудском соглашении, чтобы признать доллар в качестве мировой валюты, так и в этот раз все должны собраться и решить, что доллар больше такой валютой быть не может. Но я очень слабо верю в этот вариант. Может быть, нашим внукам, а, скорее, правнукам повезёт. А сейчас, учитывая политическую ситуацию, которая складывается, это крайне маловероятный вариант.
Но есть ещё вариант, который может быть связан с дефолтом США. Все говорят, что этого не может быть никогда, но всегда в жизни что-то случается в первый раз, и тогда система рушится. Разве нет?
А. Шабанов: Конечно. По этому поводу есть хорошая поговорка. В России всё бывает: и рак свистит, и бык летает. Возможны какие-то проблемы и дефолт в американской экономике, но здесь очень важно понимать, что тот же самый Китай, который является второй экономикой мира, большую часть своих золотовалютных резервов держит в долларах и в облигациях США. Как и многие остальные страны мира, в том числе и Россия. И им просто невыгоден дефолт Америки, потому что их запасы очень сильно сократятся.
Вообще, этот вопрос многогранный. С одной стороны, мы все хотим, чтобы лидерство одной страны прекратилось. С другой стороны, мы очень не хотим терять свои деньги.
Второе предложение А. Костина касается перерегистрации всех российских компаний из офшоров в России. Это реализуемо?
А. Шабанов: Идея хорошая. Её пытаются уже реализовать. Активная фаза этой кампании длится уже года три. На это направлены различные программы, налоговые льготы, амнистия капитала и т.д. К сожалению, пока ситуация складывается так, что большому капиталу до сих пор выгоднее бегать по миру, постоянно меняя юрисдикцию, чем возвращаться в Россию. Но при этом я бы не сказал, что совсем безрезультатны все эти попытки вернуть капитал. Действительно, многие возвращаются. А учитывая мировую тенденцию по ужесточению контроля за денежными потоками и их регулированию, постепенно все больше и больше капитала действительно будет возвращаться в российскую юрисдикцию.
А что капиталу и компаниям, которые зарегистрированы в офшорах, не нравится в России? Налоги или что-то ещё?
А. Шабанов: Скорее то, что и иностранные инвесторы, и российский капитал называют "политическими рисками".
А разве США не продемонстрировали всему миру те же самые политические риски?
А. Шабанов: Давайте будем честными, мало кто в США вывозит свой капитал. Скорее, это территории с офшорной юрисдикцией.
Но у Вексельберга в Швейцарии личный счёт заморозили, а не в США?
А. Шабанов: Я сомневаюсь, что это единственный и самый крупный счёт, который у Вексельберга есть. Тем более что он его официально даже на своё имя зарегистрировал. Думаю, что остальные его капиталы всё-таки размазаны тонким слоем по всему миру. Как правило, это какие-то офшорные или полуофшорные юрисдикции. В действительности, и Америка, и Россия всё больше сотрудничают с этими юрисдикциями, начинают отслеживать всех тех клиентов, которые там находятся. Но все равно пока что ещё находятся страны, куда бежать можно. Вот когда этот список станет вполне себе конечным или станет ясно, что он подходит к концу, вот тогда, разумеется, все капиталы и пойдут в свою родную юрисдикцию.
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.