Авторские материалы Цены на бензин удалось стабилизировать. Но за чей счёт?

13 июня 2018, 15:54

Персоны

Правительство не позволит бензину подорожать до 100 рублей за литр. Такое заявление сделал вице-премьер Дмитрий Козак на селекторном совещании с главами регионов. В Госдуму внесен закон о санкциях в отношении компаний, которые экспортируют топливо в ущерб внутреннему рынку. В правительстве заявили, что цены уже удалось стабилизировать, проблемы сохраняются лишь в отдельных регионах. Статистика это подтверждает: за прошлую неделю в Москве средняя стоимость литра бензина на заправках упала на 7-8 копеек. Текущие запасы топлива в стране выше прошлогодних. На этом фоне Минфин готовит еще один удар по ценам – через обратные акцизы. К чему это приведет, выяснял экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.

Минфин подготовил поправки в налоговый маневр для нефтяников, которые предполагают, что автомобильное топливо будет выгоднее производить, чем другие нефтепродукты, причем для продажи именно внутри России. Государство будет субсидировать НПЗ, которые выпускают больше бензина, чем темных нефтепродуктов. Это должно подхлестнуть производство. Но чтобы самые ценные сорта топлива не ушли опять за рубеж, дополнительно из бюджета нефтяникам будут компенсировать разницу между более высокой экспортной ценой и низкой внутренней. Фактически речь идет о том, что налоговый маневр будет ускорен. Он, собственно, и предполагал, что Россия со временем должна будет производить и продавать больше бензина, чем сырой нефти и дешевых темных фракций, поясняет президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

АРКУША: Сейчас пытаются это дело каким-то образом вернуть, вводя отрицательный акциз на тех заводах, где производят бензин, и плавающий акциз – в зависимости от экспортного паритета, его соотношения с внутренним рынком. Это ничего не меняет в плане необходимости повышения глубины переработки и выпуска светлых нефтепродуктов. Но будем надеяться, что налоговый маневр завершится в этот раз так, как это было задумано.

Правда, из этого следует, что темные фракции, в частности мазут и битум, останутся без субсидий, а после повышения НДПИ они еще и подорожают. Среди экспертов звучат прогнозы, что цены могут взлететь в 1,5 раза. Соответственно, население все равно заплатит за этот маневр, только не на автозаправках, а, например, через повышение цен на коммуналку, в особенности за отопление. Но есть и другое мнение на этот счет. Налоговый маневр уже растянулся на годы, и окончательно он должен закончиться лишь через 5 лет. Плюс мазут не так широко используется в котельных, как, например, газ и уголь. Из всего этого можно сделать вывод, что перенос налоговой нагрузки с бензина на мазут произойдет плавно и безболезненно, рассуждает аналитик Virgin Oil Group Андрей Гордеев.

ГОРДЕЕВ: Производство мазута у нас сокращается последние несколько лет. Вся модернизация, которая началась еще в 2010 году, нацелена на то, чтобы сократить производство темных нефтепродуктов, поскольку порядка 80% мазута у нас идет на экспорт, то есть внутри у нас немного его потребляется, и используются другие энергоносители.

Позитив от уже принятых топливных мер и тех, которые только планируются, почувствуют на себе не все регионы. Это признают и в правительстве, где заявили, что в ряде из них цены все еще растут, несмотря на то, что в среднем по России они падают. Непростая ситуация сложилась в Сибири, на Дальнем Востоке и в Крыму, власти которого попросили федеральный центр выделить им отдельные объемы топлива, чтобы снабжение шло в обход крупных компаний. Полностью побороть дефицит топлива не получится даже после того, как будет запущен налоговый маневр, говорит Евгений Аркуша.

АРКУША: У нас есть ряд регионов за Уралом, где всегда не все в порядке – по целому ряду причин. Но я вам должен сказать, что на сегодняшний день стабилизация уже произошла, и это связано с тем, что правительством принято решение обязать все крупные нефтеперерабатывающие заводы участвовать в биржевых торгах. Им даны конкретные задания прямо в числовом выражении – сколько, какие объемы они должны продавать через биржу.

В подвешенном состоянии также остаются отрасли и компании, которые слабо зависят от бензина, но, например, жизненно нуждаются в керосине и дизеле. В первую очередь это авиаперевозчики, а также морской и речной транспорт. Ранее круизные фирмы, которые курсируют по Волге, заявляли, что в конце мая им приходилось заправляться процентов на 30% дороже, чем в том же месяце прошлого года. У них ломалась вся экскурсионная программа, стоимость новых туров на лето планировали срочно поднимать. Сейчас ситуация немного выровнялась, но все равно топливо для кораблей (обычно это смесь мазута и солярки) обходится так дорого, что некоторые круизы становятся убыточными. Андрей Гордеев полагает, что транспортные компании в итоге тоже придется спасать каким-то адресными субсидиями.

ГОРДЕЕВ: Скорее всего, данный механизм не окончательный. Поскольку еще непонятно, как быть с керосином и судовым топливом, поскольку там не предполагается какое-то возмещение. Если цена на них резко увеличится, то как быть с перевозчиками, с ценами на авиабилеты, речной и морской транспорт?

Правительство израсходовало не весь арсенал мер против роста топливных цен. В резерве остается самое мощное "оружие" – повышение экспортных пошлин. Ранее президент заявлял, что фактически это угроза в адрес НПЗ, если те не будут соблюдать соглашение с правительством о заморозке цен. В кабмине еще раз подчеркнули, что поднятие пошлин, вообще говоря, противоречит концепции налогового маневра, и пока необходимости в этом нет. Но никто не гарантирует нефтяникам, что этого не случится, например, через неделю, если ситуация снова начнет выходить из-под контроля.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация