Актуально Украина все больше хочет в НАТО

22 июня 2018, 12:11

Персоны

Украинские депутаты приняли закон "О национальной безопасности", который, по мнению авторов, открывает Киеву путь в НАТО.

Однако документ уже подвергли критике. Фактически он принят по указке Североатлантического альянса, но никаких гарантий вступления в НАТО он не даёт. Зато позволяет президенту П. Порошенко сконцентрировать управление Вооружёнными силами Украины в своих руках.

Комментирует эксперт Российского совета по международным делам доцент РГГУ Александр Владимирович Гущин.

Действительно ли принятый закон позволит Украине вступить в НАТО? Или же это просто документ, который реально позволяет П. Порошенко сконцентрировать управление ВСУ в своих руках?

А. Гущин: Скорее всего, второе. С одной стороны, документ отражает общий вектор движения Украины в сторону НАТО. Отрицать это бессмысленно. Но если говорить о какой-то конкретике, даже признавая то, что данный документ в значительной мере принят под давлением западных партнёров, всё же говорить о получении Украиной плана действий для членства в НАТО в ближайшее время, пока возможным не представляется. Даже несмотря на какие-то тактические успехи вроде приглашения Украины на следующий саммит НАТО в Брюсселе, все равно говорить о вступлении пока не приходится. И рассматривать принятый документ в стратегическом плане с точки зрения вступления пока ещё не стоит.

В общем, данный документ принят вместо трёх предыдущих законов, и он имеет по сравнению с этими законами несколько общий характер. Но главный вывод, который можно сделать, проанализировав его и реакцию экспертного сообщества на этот документ, – это действительно ещё большее усиление президентских полномочий в структуре всех оборонных дел, начиная от оборонного комплекса и закачивая управлением войсками, сферой безопасности и т.п.

Ну и можно выделить ряд тактических моментов, связанных с новыми особенностями кадровых назначений.

По новому закону министра обороны Украины будут выбирать из числа гражданских лиц, что приближает структуру ВСУ к натовской. И получается, что теперь министр обороны Украины – это, скорее, фигура политическая, которая отстаивает интересы военных в высших коридорах власти, занимается финансированием и т.д. А непосредственно боевые действия он не контролирует. Это как понимать?

А. Гущин: Во-первых, там президентом назначается не только министр обороны, а ещё и замы из числа гражданских. Это уже усиление. То есть, президент ставит под свой контроль ещё и финансирование всего этого процесса. И получается довольно сложная структура. Президент теперь назначает министра обороны, замминистров, главкома, командующего оперативным штабом. С одной стороны, это, безусловно, западные веяния. Известно, что в целом ряде западных стран министры обороны – это гражданские лица. Но, с другой стороны, какого-то кардинального, качественного усиления структуры и качественного усиления управления армией не думаю, что можно ожидать. Кажется, что эта структура в какой-то степени даже переосложнена сейчас. Но опять же это всё работает на усиление полномочий президента.

Во время событий на Майдане четырёхлетней давности речь шла о том, что на случай смены власти были некие гарантии, которые давались будущим украинским властям, в плане вступления в НАТО. Сейчас существуют они? Чего ожидать?

А. Гущин: Я практически уверен, что каких-то гарантий не существует. Речь о полноценном вступлении Украины в НАТО в обозримом будущем вообще не идёт.

Начнём с того, что Украина является фактически элементом внутригражданского конфликта, связанного с выделением двух территорий в виде самопровозглашённых республик. Это уже является серьёзным блокирующим моментом к вступлению.

С другой стороны, украинский кризис имеет отношение к России и Западу. И это очень проблемный элемент. Да ещё надо принять во внимание, что Европа очевидно начинает критиковать украинские власти всё больше и больше (по экономической линии, по антикоррупционной проблематике). Всё это комплексе говорит о том, что, если этот процесс даже и будет происходить, то это будет очень многолетний процесс. И даже в среднесрочной перспективе об этом речи не идёт.

Но с точки зрения предвыборной кампании в Украине и подготовки президента к этой кампании, данный закон в какой-то степени можно рассматривать, потому что мы помним, что тот же "Закон о реинтеграции", принятый недавно, тоже очень серьёзно усилил полномочия президента. Поэтому, когда сегодня говорят о том, что у президента низкий рейтинг, да, это, с одной стороны, так, и чисто в электоральном плане ему избраться будет трудно, но, включив административный ресурс, у него какие-то шансы появляются. Поэтому нынешняя консолидация власти имеет сейчас ещё и определённый предвыборный контекст.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация