Картинка

Актуально Овербукинг: лишний авиабилет не предлагать

25 июня 2018, 12:30

Авиакомпаниям хотят выписывать штрафы за овербукинг, то есть за билеты, проданные свыше числа мест в салоне самолёта. Эта практика пользуется популярностью во всём мире. В России эта проблема стала тоже то там, то сям возникать, и бедные пассажиры, купившие билеты, вдруг иногда выясняют, что таких же авиабилетов было продано на одно место по несколько штук. Поэтому для пассажиров, застрявших в "чистых" зонах международных аэропортов, будут организовывать гостиницы в пределах пунктов пропуска через границу.

Разъясняет руководитель отдела маркетинга "Авиакасса.ком" Оксана Минина.

Вообще прижилось на российской почве такое понятие как "овербукинг"?

О. Минина: Понятие "овербукинг" уже достаточно старое. Впервые оно появилось в 50-е годы прошлого века в США.

А в России оно появилось не так давно. Мы постоянно стали сталкиваться с жалобами российских пассажиров, что они купили билеты и вот что с ними произошло. Теперь же за овербукинг будут наказывать. Это правильная мера? Чем это может грозить для авиакомпаний? Или же это такая справедливость по отношению к тем, кто летает часто?

О. Минина: Заметьте, овербукинг не запрещают как явление, а предлагают штрафовать авиакомпании. Для пассажиров во что это может вылиться? Авиакомпании за счёт овербукинга получают дополнительный доход, который потом тратят на всякие скидки, интересные акции, которые пассажиры так любят. В условиях очень жёсткой конкуренции это даёт возможность сделать билеты дешевле. Поэтому авиакомпании, которые откажутся от такой стратегии, скорее всего, поднимут цены на билеты. При этом в принципе пассажиры все равно останутся незащищёнными от таких случаев, потому что овербукинг происходит не только по причине того, что авиакомпания продала больше билетов, чем мест в самолёте. Он также может возникнуть по техническим причинам, когда в последний момент меняют самолёт, и на борту, который полетит в итоге, оказывается меньше мест. Естественно, все пассажиры, которые должны улететь данным рейсом, просто не помещаются в самолёт.

Сейчас авиакомпании в любом случае предложат какие-то варианты: улететь другим рейсом либо же, если пассажира чем-то не устраивают предложенные варианты, он может получить полный возврат стоимости билета.

Вот прибегаю я на свой рейс. А мне говорят, что я улечу следующим рейсом часов через 12. И я, выдыхая, соглашаюсь, как это хорошо, как здорово. Зато за счёт овербукинга теперь авиакомпания сможет различные скидки делать другим, и я буду радоваться этому? Но на самом деле это ведь совсем не так. Ведь если подумать не об авиакомпаниях, а о пассажирах, то на деле ситуация выглядит на самом деле катастрофической: никто нигде не предлагает людям гостинцу, никто нигде их не кормит, они просто сидят в аэропорту как привязанные по несколько часов и ждут, пока им предоставят другое место.

О. Минина: Моё мнение по конкретному предложению заключается в том, что именно данный законопроект никак не защитит пассажиров. Сейчас авиакомпании могут предложить и гостиницу, и питание. Это всё зависит от конкретной авиакомпании и её внутренних правил. Поэтому здесь может быть такая рекомендация: надо выбирать действительно хорошую и надёжную авиакомпанию, которая заботится о своих пассажирах.

Если авиакомпании начнут штрафовать за овербукинг, они смогут придумать какую-то новую меру по наполнению своих бюджетов? Кроме овербукинга, что ещё может быть? Чего ждать ещё?

О. Минина: Они могут повысить цена на авиабилеты, то есть повысить тарифы. Это единственный путь, который позволит компенсировать потерю данного дохода. В США и Европе с авиакомпании пассажир получает достаточно значимые компенсации, и мне кажется, что в плане защиты пассажира это лучший путь, нежели административный штраф, наложенный на авиакомпанию. Лучше, когда компенсацию получает конкретно пассажир.

Возьмём кинотеатр. Вы покупаете билет в кино. Приходите на какой-то классный фильм, полный зал народа, а вам говорят, что да, ваш сеанс в билете указан, но вам придётся подождать ещё часа три. Кино пройдёт, и мы посадим вас в зал на следующий сеанс. Согласитесь, что это немного не нормально? Только лишь потому, что кинотеатру захотелось продать побольше билетов, чтобы следующим зрителям делать какие-то скидки? Вообще, я считаю, что овербукинг – довольно уродливое явление. А вы так не считаете?

О. Минина: Здесь сложно сказать однозначно. Есть мировая практика, которая говорит о том, что данная стратегия себя всё-таки оправдывает. И нельзя сравнивать воздушные перевозки и обычные сервисные услуги, которыми мы иногда пользуемся каждый день. Всё-таки воздушные перевозки – гораздо более затратные для авиакомпаний, и такая стратегия всё-таки позволяет для пассажиров делать какие-то услуги более доступными.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация