Актуально "Поставить США на колени" из уст Роухани звучит грозно, но весьма самонадеянно
• Президент Ирана Хасан Роухани отказался капитулировать перед Вашингтоном и идти на уступки в вопросе пересмотра "ядерной сделки".
Его выступление транслировало государственное телевидение Ирана. "Мы сохраним историческое национальное величие, а сами в этой волевой борьбе поставим США на колени", – заявил он. Президент подчеркнул, что в этом Тегерану поможет сам хозяин Белого дома, чья политика, по его мнению, настраивает против США весь мир.
Между тем, с ноября США планируют ввести санкции против Ирана, связанные в том числе и с ограничением экспорта энергоносителей в рамках выхода Вашингтона из "ядерной сделки" с Ираном. До 4 ноября 2018 года компании должны свернуть закупки иранской нефти и сотрудничество с иранскими контрагентами. Об этом заявил журналистам высокопоставленный представитель госдепа. Таким образом, предупредил чиновник, компании, которые до этого времени не прекратят сотрудничество с Ираном, подпадут под действие вторичных санкций. Позиция США под данному вопросу по дипломатическим каналам уже доносится до зарубежных правительств. США, по словам представителя госдепа, планируют обратиться к правительствам Турции, Индии и Китая с рекомендацией искать других поставщиков нефти вместо Ирана. Акцент в этих обсуждениях сделан на то, чтобы импортёры не пострадали от сокращения поставок иранской нефти, заверил чиновник.
Точка зрения зав. сектором Ближнего Востока Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексея Владимировича Муравьёва.
"Поставить США на колени" из уст Х. Роухани звучит грозно, но весьма самонадеянно. На какую поддержку рассчитывает президент Ирана и вообще на что он рассчитывает?
А. Муравьёв: Вообще я бы предостерёг от восприятия иранской политической риторики в буквальном смысле. Дело в том, что со времён победы Исламской революции в Иране в 1979 году её лидер аятолла Хомейни не прекращал говорить примерно следующее: "Америка ничего не стоит. Она ничего не может. Для победы над Америкой достаточно пяти настоящих исламских бойцов. Мы уничтожим Америку. Мы расколем Запад". Поэтому в данном случае перед нами просто очередное такое выражение.
Но ведь иранский президент в чём-то все равно прав. В частности, США действительно изолируют сами себя?
А. Муравьёв: Как известно, Хомейни в своё время сказал, что Америка хуже Англии, Англия хуже Америки, а Россия хуже их всех. В каком-то смысле все подобные политические заявления имеют некоторые обоснования с точки зрения иранской логики. Но, безусловно, сейчас новый виток напряжённости связан с новым введением санкций, с разочарованием иранского политического истеблишмента в политике разрядки с Западом, на которую кое-кто надеялся, с одной стороны. С другой стороны, с новым поворотом США в сторону Израиля, который воспринимается в Иране как "марионетка Америки", как исконный враг и т.п. Поэтому весь Иран заклеен сегодня антиизраильскими и антиамериканскими лозунгами.
Требование, чтобы до 4 ноября 2018 года компании свернули закупки иранской нефти, и новые вторичные санкции США не могут ли спровоцировать новый мировой нефтяной кризис? Потому что многие отечественные СМИ считают, что претензии к тем, кто импортирует иранскую нефть, связаны именно с тем, что возможен мировой финансовый кризис (а может и не финансовый, а политический), который так или иначе вспыхнет осенью именно по этой причине?
А. Муравьёв: Во-первых, про кризис говорят все экономисты. Поэтому, скорее всего, что-то накапливается, что-то состоится. А поскольку политическое в современной мировой конструкции оформляет сегодня экономическую реальность, эти заявления действительно отражают разочарование и крах модели договора на Ближнем Востоке. В результате замаячили контуры нового договора постОПЕК и т.д., в котором Иран явно будет участвовать в той или иной степени, а роль Америки и тех сил, которые их поддерживают на Ближнем Востоке, под большим вопросом. Поэтому, конечно, сейчас все силы заволновались. И в преддверии этого кризиса, который неизбежно наступит в той или иной форме – финансовый это будет кризис или банковский, нефтяной или кризис наличности, эти дёргания ощущаются.
Почему именно 4 ноября избрано отправной точкой? Ведь в России в этот день будет отмечаться День народного единства. Есть объяснения этому совпадению?
А. Муравьёв: Честно говоря, мне в голову ничего не приходит, кроме как, что в этот день в 1979 году был осуществлён в Тегеране захват заложников в американском посольстве. С этого момента начался дипломатические кризис, который обострил до предела отношения Ирана и США. Так что вполне возможно, что в этой дате содержится намёк на то, что в этот день начнётся новый кризис или просто повторится тот кризис, который привёл к жёсткому идейному и риторическому противостоянию Ирана и США.
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.