Актуально Срочный визит главы МИДа РФ и начальника Генштаба ВС РФ
• Накануне министр иностранных дел России Сергей Лавров и начальник Генштаба Валерий Герасимов по поручению Владимира Путина летали в Израиль и Европу. Визит в Израиль не анонсировался. Он был краткосрочным. В течение нескольких часов были проведены переговоры с премьер-министром Биньямином Нетяньяху, и после этого самолёт с российской делегацией вылетел в направлении Европы. И только утром стало известно, что в Берлин.
Комментарий израильского военного обозревателя Андрея Кожинова.
Как прошли переговоры? Действительно ли власти Израиля не отвергли предложение России по Сирии, но выдвинули свои предложения по уходу Ирана с территории Сирии или чтобы подразделений "Хезболлы" не было, по крайней мере, ближе 100 км от границы с Израилем?
А. Кожинов: Действительно де-факто израильские власти, а на встрече присутствовал не только премьер-министр, но и министр обороны и начальник генштаба Израиля, не отвергли предложение России о создании 100-километровой буферной зоны от границ Израиля, в которой не предполагается наличие иранских, проиранских и любых других шиитских формирований.
Тем не менее, израильтяне выдвинули дополнительное требование для признания этой 100-километровой буферной зоны. Это вывод с данной территории любого дальнобойного ракетного вооружения, ракет среднего радиуса действия, отсутствие там систем ПВО, которые прикрывали бы эти ракеты, а также отсутствие там всех проиранских и прошиитских образований, включая, конечно, "Хезболлу".
Почему были выдвинуты такие требования? Израиль официально требует полного отсутствия Ирана на территории Сирии, поскольку, с точки зрения официального Израиля, Иран представляет непосредственную угрозу его безопасности на Голанских высотах и всей территории Израиля.
Почему было выдвинуто дополнительное требование именно о ракетном вооружении? Потому что 23 июля две оперативно-тактические ракеты типа "Точка-У" были выпущены Сирийскими вооружёнными силами как раз из этой зоны в радиусе 100 км в направлении Голанских высот по целям ИГИЛ (организации, которая в России запрещена). Израильская система ПВО посчитала, что эти ракеты могут упасть и на израильской территории южнее озера Кинерет, поэтому были выпущены две противоракеты. В ситуации, которая на данный момент разворачивается на земле, любой перелёт ракеты и взрыв на территории Израиля либо в демилитаризованной зоне может привести к неконтролируемому столкновению израильских и сирийских войск, а также проиранских вооружённых образований. Потому что Израиль проводит очень чёткую военно-политическую линию и реагирует на любой, даже случайный, перелёт ракет на его территорию, либо на действия в демилитаризованной зоне, которая была установлена договором от 1974 года.
Можно сказать, что Россия заинтересована в стабилизации ситуации на юго-западе Сирии ровно так же, как и Израиль. Есть только один нюанс. Это прошиитские, проиранские формирования. Российские власти, в общем, воспринимают идею безопасности Израиля и как российский интерес тоже. Не зря об этом не раз говорили и В. Путин, и С. Лавров. Российский МИД также заявлял, что необходимо отсутствие всех несирийских сил со стороны сирийских Голанских высот.
На встрече В. Путина и Д. Трампа, если и обсуждалась ситуация в Сирии, то обсуждались некие относительно декларативные вещи. Сейчас же данный визит подразумевал уже конкретные договорённости между вооружёнными силами двух стран – России, которая выступает своего рода гарантом, и Израиля. Вчера, например, израильский начальник генерального штаба выложил на стол и развединформацию, и топографические карты, и фактически с карандашом в руке продемонстрировал всё, что Израилю известно об иранском присутствии в Сирии. То есть, на декларативном уровне есть взаимопонимание между Россией и США, между Россией и Израилем, Израилем и США об идее безопасности на всей протяжённости северной границы Израиля. Вопрос теперь за нюансами, за техническими договорённостями и разделением сил.
Но, если раньше говорилось о 80-километровой зоне, то сейчас речь идёт о 100-километровой зоне, а также о дополнительных требованиях Израиля, на которые пока ответа не поступило. Но это действительно уже технические детали разделения сил, поствоенного обустройства и обеспечения модальной безопасности Израиля на всей протяжённости его северной границы. Именно в этом заключается важность прошедшего визита. Также он был важен потому, что сейчас там противостояние вошло в свою окончательную фазу, когда сирийские правительственные войска берут под свой контроль всю юго-западную часть страны, контролировавшуюся до этого боевиками вооружённой оппозиции. С точки зрения расстояния бои идут в нескольких километрах от израильской границы и наверняка приблизятся к ней ещё ближе. Поэтому и возникла необходимость окончательно урегулировать оставшиеся технические вопросы.
Программу "Актуально" ведёт Иван Волонихин.