Актуально Роль мирного атома в развитии России
• Государственная корпорация "Росатом" делает успешные шаги по завоеванию мирового атомного энергетического рынка. Это признаёт даже японская англоязычная газета "Джапан таймс" в своей редакционной статье. В ней говорится, что "Росатом" заключил контракты на сумму около 300 млрд долларов. Благодаря заключению контрактов на постройку АЭС в Индии, Турции, Египте и Венгрии "Росатом" превратился в настоящего монстра, контролирующего около 60 процентов рынка.
Почему российский мирный атом сегодня так востребован во всех уголках Земного шара?
Рассказывает главный редактор журнала "Атомная стратегия", директор агентства "ПРоАтом" Олег Викторович Двойников.
"Росатом" сейчас активно завоевывает мировой рынок атомной электроэнергетики. Те методы и способы, которые использует российская госкорпорация, в том числе предоставляя льготные кредиты и прочие приятные бонусы для возможных покупателей, насколько эффективны и как быстро это окупится в будущем?
О. Двойников: Существуют расчёты, что к 2050 году атомная энергетика будет занимать примерно 10 процентов мировой энергетики. Это означает, что нужно будет к этому времени иметь 600 гигаВатт атомных мощностей. Из этих мощностей уже существуют 280 гигаВатт, это старые блоки. Из новых блоков 200 гигаВатт, видимо, будет строить Китай, судя по той тенденции, которая наблюдается сегодня. И 250 гигаВатт придётся на те блоки, которые будут построены во всём остальном мире. И Россия примерно на половину из этих блоков вполне может претендовать. А это примерно 5 гигаВатт в год. Огромный, колоссальны рынок. В основном, это Индия, Ближний Восток и т.д.
Дешёвого урана к 2050 году, судя по тенденциям, будет вполне достаточно, хватит. Проблема не в этом, а в том, что есть внешнемировые и российские проблемы. Россия находится сегодня в прекрасной внешней рыночной конъюнктуре. Ушли крупные игроки с рынка. "Вестингауз" провёл реструктуризацию, работает, но уже не занимает тех позиций, которые были у него у него раньше. Неудачная стратегия французской группы "Alstom", которая со своим полуторатясячником не может найти покупателя. Потому что только Китай такие блоки и может покупать. В мире же такие большие блоки не нужны. "Areva" за последние восемь лет не продала ни одного блока. В Южной Корее новый президент сказал, что вообще будет сворачивать атомную энергетику. Франция тоже ограничила развитие. В Японии Энергокомпания "Токио электрик пауэр" (Тэпко) заявила, что атомная энергетика в Японии будет полностью доживать.
А Россия имеет возможность по сравнению с другими странами строить АЭС в таких проблемных странах, как Иран и другие. Это всё внешняя конъюнктура. Она сегодня для России очень благоприятна.
Плюс в России правительство, власть поддерживает атомную энергетику. Господдержка не в каждой стране есть.
Топливо… Мы поставляем его, и мы же возвращаем себе ОЯТ. У нас по данному вопросу принят специальный закон.
Потом, хоть у нас реактор и тяжёлый, дорогой, долго строится, но в нём заложено много систем безопасности. То есть, его сегодня запросто будут покупать.
В России своих турбин нет, нет своих котлов для тепловой энергетики, но атомная энергетика отработана достаточно хорошо, поэтому у неё есть хорошие перспективы по продаже атомных реакторов.
Кроме того, мы ещё и обучаем местных специалистов, вовлекаем промышленность этих стран.
Кроме всего прочего, "Росатом" берём на себя ещё и техобслуживание.
Маркетинг… Сегодня маркетинг у "Росатома" поставлен очень неплохо. У него агрессивный маркетинг в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры. Он предоставляет кредиты, берёт на себя ответственность по безопасности. В Турции мы практически на себя взяли всё.
"Росатом" – это единственная сегодня в России корпорация, которая может конкретно предоставить на внешний рынок законченный продукт.
Но не всё здесь так однозначно. Когда мы говорим о торговле, маркетинге и экономике, всё вроде понятно. У нас сегодня страна в таком состоянии, что хоть бы что-нибудь купили.
Но есть и второй аспект у этой проблемы. Это экология, это ОЯТ, которое мы забираем себе. Это всё нагрузка на здоровье населения.
Точка зрения члена Высшего экологического совета ГД доктора технических наук профессора РАЕН Владимира Михайловича Кузнецова.