Авторские материалы Настоящей молочке выделят полку
Персоны
Настоящие молочные продукты поставят на отдельную полку. На этом настаивает Минсельхоз. Специалисты предлагают отделить натуральную молочку от суррогатов с пальмовым маслом, стабилизаторами и консервантами. Сегодня прилавки буквально завалены поддельном молоком. Покупатели путаются в созвучных названиях и в итоге выбирают продукт, от которого для здоровья больше вреда, чем пользы. Как недобросовестные производители прикрывают этикеткой содержание и где искать качественные продукты, выяснял экономический обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов.
"Сметанка", "сметанный продукт", "сметаночка" – как только не называют нечто похожее на сметану, чтобы продать под видом натуральной продукции. Двойников выдаёт только состав – например, пальмовое масло. Но его печатают так мелко, что без лупы не разобрать. Да и найти заменители молочного жира в описании сложно. Производители нередко прячут дешёвый ингредиент за нейтральным "растительные жиры", при этом завлекают знакомыми с детства названиями, рассказывает представитель "Роскачества" Мария-Марта Галичева. Например, на пачке с маргарином крупно пишут "крестьянское", чтобы покупатель сам додумал, что это, скорее всего, настоящее масло, а не дешёвый спред.
ГАЛИЧЕВА: Производитель может использовать какие-то фантазийные наименования, какие-то интересные уловки, которые воспринимаются потребителем как настоящий натуральный продукт: "крестьянское", "сгущёнка", "варёнка" и так далее. Если мы говорим про молочные продукты, то они будут называться исключительно "сыр", "масло", "сгущённое цельное молоко".
Сыр и сливочное масло – самые дорогие в производстве продукты. На килограммовую головку требуется от 6 до 14 литров молока. Именно поэтому масло и сыр подделывают чаще, подмешивая дешёвый пальмовый суррогат. В теории такой товар должен стоить в два-три раза дешевле, чем полностью натуральный продукт, ведь стоимость грамма животного жира 5 рублей, а растительного – 50 копеек. На практике, отмечает главный редактор издания DairyNews Михаил Мищенко, российские магазины забиты дорогим фальсификатом, о чём многие покупатели даже не подозревают.
МИЩЕНКО: Масло, сыр и творог часто бывают весовыми. Суррогатные продукты поставляются оптом в так называемой групповой упаковке. Производитель указывает на упаковке, что это, например, "творожный продукт" или "аналоговый продукт", или масло – это не масло, а спред. А магазин всё это дело расфасовывает и пишет "сыр", "творог", "масло". И потребитель будет всё это спокойно брать по более высокой цене, чем это вообще может стоить.
Самый большой выбор молочки в магазинах – это, пожалуй, самого молока. На полках покупателя ждут десятки видов коровьего и козьего молока любой жирности в разной расфасовке. Но нередко внутри оказывается не молоко, а водянистая жидкость, которая не скисает в простоквашу, а превращается в горькую жижу. Производители для увеличения прибыли разбавляют цельное молоко сывороткой или просто заменяют бурёнок на пальмы. И хотя упаковка уверяет, что это молоко, белка и молочного жира в таком продукте гораздо меньше, пищевая ценность стремится к нулю. Кроме того, в последнее время в молоко всё чаще добавляют химикаты для большего срока годности. Например, летом подсыпают поташ и соду, чтобы дольше не скисало.
С фальсификатом борются, как могут. С 15 июля вступил в силу новый техрегламент о безопасности молочной продукции. Теперь на упаковке с суррогатом должно быть ярко напечатано "сметанный", "сырный" или "творожный продукт", чтобы граждане лучше видели, что они покупают. В сентябре начнётся эксперимент по маркировке специальным цифровым кодом. По нему можно определить, где и когда выпустили товар.
Ещё одно предложение – отдельная полка для настоящих молочных продуктов. Но с учётом того, что четверть такой продукции на российских прилавках – фальсификат, говорят эксперты, а его можно определить только в лаборатории, все эти меры вряд ли будут успешны.