Актуально В. Фитин: о федеративном устройстве Сирии пока говорить сложно
• Несмотря на дипломатические успехи, сирийский Дамаск готовится к разделению страны и готов приютить у себя курдов.
Американцы довольно долго подбирали себе союзников в Сирии. Первоначально Вашингтон делал ставку на различные оппозиционные формирования, состоящие преимущественно из арабов, но это не сработало. Арабы оказались плохо управляемыми и склонным к вечным микровойнам между собой.
Но всё-таки в итоге дядя Сэм нашёл себе хорошую компанию. Последние до того, как американцы ими заинтересовались, были не особенно грозной силой. Они, конечно, контролировали небольшие районы на севере Сирии, но нашествие Исламского государства (организации, запрещённой в России) сделало их владения совсем уж скромными.
Однако у них всё же был один плюс. Они подобно арабам тоже склонны к внутренним распрям, но в случае необходимости всегда готовы выступить единым фронтом против общего врага. Это свойство в итоге помогло им заслужить милость Вашингтона и добиться фантастического успеха. Американцы, убедившись в надёжности и эффективности курдов, начали всячески их поддерживать: деньгами, оружием, гуманитарной помощью и многим другим. Не стоит забывать, конечно же, и многочисленные совместные кампании против того же самого Исламского государства. В конце концов, это взаимодействие привело к тому, что курды на сегодня являются одной из крупнейших внутрисирийских сил. Причём как в военном плане, так и в политическом. Они засели на севере арабской республики и занялись там созданием своей федерации.
Возможно, со временем им удалось бы прочно обосноваться там, пользуясь политической и экономической поддержкой США, но в дело вмешались турки. Анкара назвала здешние курдские формирования "террористами" и объявила своей целью их изгнание из Сирии. Вслед за этим началась военная операция турецкой армии. И в итоге курды был изгнаны из северной и северо-западной частей провинции Алеппо. К чему всё это приведёт?
Мнение эксперта Российского института стратегических исследований (РИСИ) Владимира Павловича Фитина.
Официальный регион у курдов в Сирии – это реальность или, скорее всего, американские фантазии?
В. Фитин: Скорее всего, это маловероятно, исходя из сегодняшних реалий, поскольку на сегодня курды преобладают в районе северо-востока Сирии, но изначально эта территория принадлежала и принадлежит суннитским арабским племенам. Поэтому курды там не имеют оснований для того, чтобы стать довлеющей и определяющей этнической группой на данной территории.
Кроме того, не прекращается турецкое давление. Турки по-прежнему считают, что отряды "народной самообороны", которые составляют основу так называемых "демократических сил Сирии", аффилированы с Рабочей партией Курдистана, с которой турки ведут уже не одно десятилетие вооружённую борьбу на уничтожение.
Помимо этого, не понятна политика США. С одной стороны, естественно, единственно возможная опора для них – это вооружённые отряды курдов на северо-востоке Сирии. С другой стороны, им нельзя потерять ключевого партнёра по НАТО и главную военную силу южного фланга альянса – Турцию.
Также сирийская армия благодаря поддержке российских ВКС уже практически 80 процентов территории страны контролирует. И это вынуждает сирийских курдов идти на переговоры с Дамаском, что и происходит на протяжении последнего времени. Поэтому говорить о том, что сейчас реально возможна какая-то автономия или федерация курдов нельзя, это маловероятно. Тем более что на примере курдского референдума в Ираке весь мир видит, что ни одна из стран региона не поддерживает такого отделения.
Но на днях политические лидеры сирийских курдов заявили, что на одних из последних переговоров с Дамаском им удалось всё же согласовать некую "дорожную карту" по созданию в будущем единой децентрализованной Сирии. Здесь о чём идёт речь?
В. Фитин: Это, во-первых, общие слова, которые могут трактоваться потом каждой из сторон по-своему. Во-вторых, сейчас сирийских курдов действительно интересует, прежде всего, договорённость о возможностях сбыта нефти с той территории, которую они сейчас заняли, прежде всего, в районе Дейр-ээ-Зора, об обеспечении электроснабжением и водой, то есть, о создании нормальных условий для существования. Поэтому они вынуждены, особенно с учётом невнятной позиции США, идти на какие-то договорённости с Дамаском. Во что это реально выльется, пока сказать очень сложно, но о какой-то федерации или обособлении сирийских курдов, а тем более об определении для них какого-то территориального куска, который они будут занимать, говорить сложно.
Американская политика в отношении курдов сегодня будет продолжаться на укрепление отношений с ними? Или же, как говорилось, что Америка предала своих союзников, США всё-таки расстанутся с ними "заклятыми друзьями"?
В. Фитин: Просто можно констатировать непоследовательность американской политики. Это было и в Ираке, когда, несмотря на многочисленные обещания поддержки, американцы отстранились от поддержки после референдума в иракском Курдистане и бросили на произвол судьбы иракских курдов. И в Сирии, в принципе, ситуация напоминает иракскую, поскольку сначала благодаря успехам курдских вооружённых формирований фактически удалось освободить от ИГИЛ северо-восток страны, однако сейчас большее значение для США принимают отношения с Турцией и отношения с Израилем. И размениваться на поддержку сирийских курдов, но в результате потерять таких союзников, как Турция и Израиль, американцы явно не намерены.
Будем надеяться, что сирийские курды будут помнить уроки своих иракских соплеменников и будут знать, с кем они имеют дело.
В. Фитин: К сожалению, на ошибках чужих мало кто учится.
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.