Актуально Цена документалистики: в ЦАР убиты российские журналисты
• В Центральноафриканской республике (ЦАР) местные военные обнаружили тела трёх мужчин. Ими оказались российские граждане: журналист Охран Джемаль, кинорежиссёр-документалист Александр Расторгуев и оператор Кирилл Радченко. Мужчины приехали в страну для съёмки документального фильма. Их атаковали из засады, когда они ехали на встречу с координатором. По предварительной версии, на них могли напасть из-за дорогостоящей техники.
На съёмочную группу напали 30 июля примерно в десять часов вечера по местному времени. Как сообщил агентству Reuters мэр центральноафриканского города Сибю Анри Дэпеле, преступники поджидали журналистов в засаде в кустах около дороги. А. Дэпеле, передавая слова водителя, подчёркивает, что "смерть (троих мужчин) была мгновенной".
Анонимный источник в полиции сообщил Reuters, что при жертвах нашли пресс-карты и авиабилеты из Москвы в Касабланку и из Касабланки в Банги. Позже выяснилось, что все пресс-карты были просроченными.
Ситуацию разъясняет спецкор ВГТРК Александр Сладков.
Насколько состоятельна версия о нападении грабителей? Кто мог напасть? Почему без аккредитации работали журналисты в ЦАР?
А. Сладков: С этим нужно разбираться следователям. Хочу сказать: были случаи, когда люди выбирали к себе в помощники непроверенных проводников, переводчиков, водителей, которые потом становились посредниками в организации нападения на журналистов. Такое было в начале века, когда США развязывали войну в Афганистане, там пятеро иностранцев попали в морг, потому что были ограблены собственными охранниками.
Всегда о своём пребывании нужно сообщать посольству, как бы ни хотелось тебе работать инкогнито. Все равно в случае чего тебя надо будет вытаскивать. И посольство обязательно придёт на помощь, даже если будет против вашего нахождения. Даже если оно вас пять раз предупредит, но вы нарушили. Если посольство в курсе вашего пребывания в стране, вы позвоните туда, и вам всегда придут на помощь. У меня были такие случаи и в Афганистане, и в Ираке.
Я не разделяю взглядов О. Джемаля и других его коллег, но как репортёр, как собрат по цеху я всегда выступаю за репортёрскую дерзость. Написано на будке "Не влезай, убьёт!", но, если это нормальный репортёр, он обязательно в неё заглянет. Всё это делается ради общества, а не ради того, чтобы тешить собственное эго.
Часто журналисты, выполняя какую-то работу, ездят без аккредитации по туристической визе? Российский МИД заявил, что журналисты оформили свою поездку как туристическую. С чем это связано? Со сложностью получить аккредитацию, с какой-то секретностью своей миссии или с чем-то другим?
А. Сладков: Бывает, что стараются ездить незамеченными. Я ездил так в Прибалтику, где мы делали один из наших фильмов. Ситуация была пикантная, но правда, я уверен, была на нашей стороне. Тем не менее, мы рисковали получить большие претензии.
Что касается туристических виз… Возьмём Афганистан, где нормально относятся к журналистам, но получение туда аккредитации порой происходит очень долго, особенно если это люди, которые только начинают свой репортёрский путь. Но все равно лучше пару недель подождать, чем где-то какие-то неизвестные подметут твои безвестные кости. Но бывает, что и по туристической визе едут.
Вообще, репортёрская профессия такая: репортёр должен сметь. Он как разведчик должен ломать различные стереотипы, но это никогда не должно идти вразрез с общечеловеческой нравственностью. Эти парни эту нравственность точно не нарушили, они шли за какой-то своей правдой. И я не думаю, что ЧВК и Вагнер к этому имеют какое-то отношение. Я даже уверен в этом.
Должна быть создана оперативная группа, которая совершенно ответственно познакомит общество с результатами расследования. На каком-то этапе, в конце это нужно и репортёрам, и обществу. Общество должно знать, кто захотел их убить и что там произошло. Возможно, это было элементарное ограбление. Эта версия мне кажется наиболее убедительной.
Версия ограбления у меня вызывает очень много вопросов. Ну что такого можно взять у трёх простых россиян, кроме камеры, фотоаппарата и прочего?
А. Сладков: Не-не-не. Деньги. 8,5 тысячи долларов США для людей, которые там живут, очень большая сумма. За такие деньги и у нас могут пойти на ограбление с ножом.
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.