Актуально Истоки вооружённого противостояния в Центральной Африке
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.
Смерть российских журналистов напомнила о самой страшной войне современности, которая продолжается до сих пор и которой все забыли.
Великая африканская война – так называют почти не известный мировой среде военный конфликт. Между тем, он стал самым кровавым со времён второй мировой войны. В Демократической Республике Конго, по площади сравнимой с территорией Западной Европы, слились воедино этнические противоречия, жажда власти и стремление к захвату природных ресурсов.
В эту войну, начавшуюся 2 августа 1998 года, были втянуты девять стран, свыше 20 группировок, воюющих на 50 фронтах. Как ни удивительно, начинать для этого специальное побоище, унесшее уже жизни 5 млн человек, не было необходимости. Большинство погибших стали жертвами голода и эпидемий, вызванных антисанитарией, повсеместно царящей в стране, покрытой непроходимыми лесами, где практически нет асфальтированных дорог и телефонов.
Цивилизованный мир едва ли заметил происходящее, ведь этот регион не считается стратегически важным. Страшным напоминанием о том, о чём в цивилизованном мире не принято вспоминать, стала гибель наших коллег. Кстати, накануне стало известно, что членов российской съёмочной группы, убитых в Центральноафриканской Республике, перед расправой похитили и допросили. По некоторой информации, к убийству журналиста Орхана Джемаля, режиссёра-документалиста Александра Расторгуева и оператора Кирилла Радченко причастны боевики мусульманской группировки "Селека", контролирующей окрестности города Декоа. Он находится на пути, по которому и ехали россияне.
Как описывает издание "Экономист" один из эпизодов войны, разразившейся в соседнем Конго 20 лет назад и получившей неофициальное название "Первая мировая африканская война", одной из особенностей этой войны стало нечеловеческая жестокость. Полмиллиона женщин стали жертвами сексуального насилия. Зачастую боевики нападали даже на пятилетних детей. По признанию боевиков многие из них убивали в день по 100 человек.
Рассказывает ведущий научный сотрудник Института Африки РАН доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории Московского государственного лингвистического университета Галина Михайловна Сидорова.
Центральноафриканская Республика, которая находится в середине Африканского континента и рядом с Конго, сегодня одна из самых бедных стран мира. Почему 2 августа 1998 года считается началом кровавого противостояния? Что произошло в этот день? И почему до сих пор весь мир закрывает глаза на то, что вообще в Африке творится?
Г. Сидорова: 2 августа принято называть началом африканской войны политологами и историками. Но если взять Демократическую Республику Конго, то началом конфликта там можно считать 60-е годы XX века. И конфликт фактически не прекращался всё это время. Истоки его, конечно, совершенно разные. Это этнические, социальные, а также уходящие своими корнями в колониальное прошлое причины.
Почему ведущаяся война такая жестокая? Как гласит французская поговорка, "на войне как на войне". То есть, здесь нельзя говорить о какой-то мягкости или жестокости. Жестокость на войне по определению есть.
Вообще, Африку нужно знать. В Африке я пробыла порядка 10 лет, и знаю её по каким-то конкретным ситуациям, по беседам с представителями различных социальных групп, с политиками и боевиками. То есть, знаю её не понаслышке. Самое страшное, что сейчас происходит и в ЦАР, и в Демократической Республике Конго, а также в расположенных рядом государствах, это бесчинства боевиков незаконных вооружённых формирований, которые грабят, совершают сексуальные насилия. Последнее они используют как оружие для истребления другой народности, а также из ритуальных соображений. Например, в ДРК они используют это сексуальное насилие для восстановления печени, как это ни странно.
Постоянная резня, которая происходит между племенами, связана с вероисповеданием или с чем-то другим? Как её объяснить? Почему за столько лет никто не нашёл общего языка?
Г. Сидорова: Истоки всех конфликтов в Африке нужно искать в экономической составляющей. Демократическая Республика Конго – это кладезь полезных ископаемых. Там есть практически все элементы таблицы Менделеева в виде полезных ископаемых. И моё мнение таково: до последнего килограмма золота, до последнего алмаза, пока те не исчезнут, там будут происходить конфликты. В Африке всё решается с позиции силы. Цивилизованным путём решить какой-то конфликт там невозможно. У кого оружие, кто сильнее, тот и побеждает, вытесняет более слабых. В Центральной Африке нет ни одной сильной армии, нет ни одного сильного силового блока, поэтому там и происходят подобные кровавые события. Если во времена 60-х годов все говорили о "кровавом" каучуке, который необходим был промышленности, то позднее стали говорить о "кровавых алмазах", а сейчас впору вести речь о "кровавом колтане". Это такой природный сплав, который используется в мобильниках, в космической промышленности и т.д. Фактически там по-прежнему ведётся борьба за сырьевые источники.
За последние лет 50 продержаться у руководства ЦАР более-менее долго смог только Жан Бедель Бокасса. Он лет десять там правил. Но в итоге его все равно сместили, и дальше происходили один переворот за другим. И по сей день практически каждый год мы слышим о происходящих там каких-то политических конфликтах, причём вооружённых, которые заканчиваются постоянно переворотами. Почему так часто в ЦАР происходят государственные перевороты?
Г. Сидорова: Не так часто. Если взять ДРК, то слышно в основном о вооружённых конфликтах на её территории, происходят какие-то локальные стычки. А что касается государственных переворотов, они случаются. Но я бы не сказала, что часто. Бокасса довольно долго продержался у власти. Мобуту правил в ДРК 32 года. Это очень большой срок. Но попыток переворотов было очень много. Всё-таки африканские страны идут по пути демократизации жизни, какие-то процессы там идут, хотя всё очень сложно, тернист этот путь. Но, тем не менее, столкновения происходят. И на этнической почве, и на религиозной. Также происходит наслоение конфликтов. Представьте 10 тысяч беженцев, которые переместились в какое-то другое место. Они приносят туда свою культуру, традиции. И возникает конфликт с местным населением. А иногда это бывают и разные религии, причём диаметрально противоположные. Этим и пользуются боевики различных вооружённых группировок. В ДРК до недавнего времени их насчитывалось более 50. То есть, сегодня возникла группировка, завтра они что-то не поделили, а послезавтра они разбежались.
И бороться с этими группировками там, судя по всему, некому.