Актуально Овербукингу без компенсации в России не место

6 августа 2018, 12:28

Минтранс России отказался от идеи легализации овербукинга. До конца года обяжет авиакомпании выплачивать пассажирам компенсации до $400 на международных и до 20 тыс. рублей на внутренних рейсах за проданные несколько билетов на одно и то же место.

В начале июля министр транспорта Евгений Дитрих заявил, что Минтранс повторно начал процесс легализации овербукинга из-за частых жалоб пассажиров. Это идея предоставления компенсации пассажиру при продаже большего количество авиабилетов на рейс, чем кресел в самолёте.

Этот вопрос Минтранс обсуждал ещё в 2015 года, но размер компенсации тогда в соответствующем законопроекте не обсуждался. Основной его целью было нормативное закрепление возможности овербукинга. Законопроект тогда вызвал широкий общественный резонанс, и работа была над ним заморожена. И вот теперь до конца года планируется внести положение о финансовой ответственности авиакомпаний перед пассажирами в случае овербукинга.

Разъясняет исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Константинович Пантелеев.

Будет ли эта норма работать, если даже введут её законодательно и заставят авиакомпании выплачивать компенсации за овербукинг? Исчезнет ли он сам как факт? И не будут ли авиакомпании использовать какие-то хитрости, только чтобы деньги не платить?

О. Пантелеев: Прежде всего, коллеги из СМИ не совсем корректно сформулировали проблему. Если овербукинг будет запрещён, то, соответственно, предмета для выплаты компенсации не будет. Если же есть предмет для компенсации, то значит, овербукинг легализован. Но при этом в случае, если из-за овербукинга будет нанесён ущерб интересам пассажиров, этот ущерб должен быть автоматически возмещён. Причём размер возмещения должен быть не меньше, чем установленный законодательством. При этом авиакомпании самостоятельно добровольно могут предлагать пассажиру и больший размер возмещения.

Что понимается под словосочетанием "ущерб пассажиру"?

О. Пантелеев: Речь идёт о том, что пассажир, который имеет на руках билет, но не может по вине авиакомпании вылететь тем рейсом, который он выбрал, должен получить компенсацию в денежном виде. При этом компенсация теоретически должна покрывать те расходы, которые понесёт пассажир из-за вылета более поздним рейсом или из-за того, что он будет вынужден сдать один билет и приобрести другой на то же направление.

Получается, что авиакомпании от овербукинга отказываться не намерены? Они, по-прежнему, будут продавать двойные билеты в надежде, что кто-то не придёт, опоздает на рейс или что-то ещё произойдёт, но в то же время будут прекрасно понимать свою финансовую ответственность за факт того, что два человека на одно кресло никак не уместятся, поэтому одному из них придётся всё-таки деньги платить?

О. Пантелеев: В настоящее время практически все мировые авиаперевозчики используют овербукинг. И если кто-то от этой практики отказывается, он становится не конкурентоспособным, потому что, чтобы заработать эти деньги, он вынужден повышать тариф. При этом во всём мире (за редким исключением) вопрос ответственности перед пассажиром в случае овербукинга уже урегулирован. Авиакомпании должны быть более осторожными и сдержанными при реализации билетов сверх числа мест на борту самолёта. Ну и, кроме того, авиакомпании должны чётко отработать у себя процедуру, когда пассажиров, явившихся к рейсу, которым, возможно, будет отказано в перевозке, нужно сначала уведомить, что есть возможность получить компенсацию, предложенную авиакомпанией, и добровольно отправиться в пункт назначения следующим рейсом, и уж только в том случае, если компания не найдёт добровольцев, она будет вынуждена отказать в перевозке кому-то из пассажиров, и этот пассажир получит компенсацию, установленную законодательством. Именно такой механизм и является оправданным и апробированным в международной практике.

А этот механизм из международной практики в российском законодательстве будет прописан именно так же? Или в нём будет какая-то российская изюминка?

О. Пантелеев: Сегодня мы слышим только лишь о том, что государство планирует установить размер компенсации пассажирам, которые при наличии на руках билета не смогли улететь по вине авиакомпании, которым, то есть, не хватило места в салоне самолёта. При этом о том, что авиакомпания должна будет заблаговременно предложить пассажирам добровольно отказаться от перевозки в обмен на компенсацию и полёт следующим рейсом, пока в нормативных документах речи не идёт.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация