Актуально Кто и зачем предложил закрыть границы Украины с Россией

7 августа 2018, 12:36

Персоны

В Киеве испугались возможных последствий закрытия границ с Россией. Депутат Верховной рады от Радикальной партии Украины Игорь Мосейчук заявил, что украинская экономика окончательно рухнет в случае закрытия границы с РФ. Он отметил, что закрытие железнодорожного сообщения не только ударит, прежде всего, по украинцам, которые работают за границей, но также нанесёт и огромный ущерб хозяйству страны. По его словам, "экономика Украины, которая и так в стагнации благодаря нашим попрошайкам, окончательно рухнет".

А тем времени Юлия Тимошенко нашла спасителей Украины от экономического краха. Экономическую ситуацию на Украине спасают украинцы, которые работают за границей и перечисляют деньги своим родным, живущим в стране. Об этом она написала у себя на страничке в "Фейсбуке".

Говорим с экспертом Российского совета по международным делам, доцентом РГГУ Александром Владимировичем Гущиным.

В этих двух новостях что самое прекрасное? Когда украинские власти начинают говорить о своих соплеменниках, работающих вне территории Украины, они употребляют именно это словосочетание "за границей". Они почему-то не говорят, что многие украинцы работают в России. Они все считают нашу страну заграницей, когда речь идёт о трудоустройстве обычных граждан Украины. Стоит ли Украине закрывать транспортное сообщение с Россией или лучше всё-таки подумать?

А. Гущин: Применительно к данной ситуации я бы выделил несколько аспектов.

Во-первых, о словах Ю. Тимошенко. В принципе можно согласиться, что определённый амортизирующий эффект есть. По оценкам многих украинских экономистов, как раз серьёзная ситуация с бюджетом несколько амортизируется именно переводами. И, кстати, не только из России, но и из европейских стран, куда уезжают на заработки украинцы. Но в последнее время наметилась такая тенденция, что очень многие стали уезжать за границу с семьями и стараться там оставаться. Поэтому этот ресурс сам по себе достаточно ограничен. И, конечно, за счёт него какие-то прорывы в экономике будет сделать очень сложно, имея в виду, что темпы экономического роста на Украине крайне низкие, а потребности в экономическом росте, учитывая тот провал, который был в 2014-2015 годах, очень большие. Поэтому Ю. Тимошенко здесь в чём-то права. Но говорить о каком-то стратегическом позитивном эффекте от этого, конечно, нельзя.

Теперь что касается железной дороги и инициативы Омеляна. Здесь можно выделить несколько моментов.
Первый – в этом, безусловно, есть определённый стратегический момент. Те люди, которые находятся во власти (сторонники Народного фронта, да и зачастую БПП), продолжают эксплуатировать подобную радикальную риторику. И здесь, конечно, есть опасность того, что вслед за такими заявлениями может последовать определённое внешнеполитическое обострение, в том числе военно-политическое, на востоке страны. Тем более, принимая во внимание тот факт, что рейтинг власти сегодня находится на очень низком уровне (5-6 процентов). В этой ситуации ей нужно искать какие-то шаги, которые смогли сплотить достаточно радикальный электорат. Мы видим, что предпринимаются для этого различные усилия, в том числе самим президентом и его администрацией. Это было очень хорошо видно на Крестном ходе Киевского патриархата и т.д. Поэтому подобные радикальные заявления можно рассматривать и с этой стороны.

С другой стороны, нельзя отрицать, что есть у этого предложения и внутренняя составляющая. Потому что это такой личный пиар Омеляна, который известен своими достаточно радикальными заявлениями. Кроме того, здесь ещё есть большие возможности для коррупции, потому что после прекращения железнодорожного сообщения будет автомобильное сообщение. Оборвать нити с Россией все равно очень сложно.

Кроме того, здесь и Беларусь в какой-то степени сможет выиграть, потому что пассажиропоток будет больше идти через Беларусь. Но в целом, если оценивать, конечно, это абсолютно решение, которое бьёт по экономике Украины, имея в виду, что Россия тоже может ввести серьёзные ответные меры с точки зрения грузооборота, например. Хотя вообще направление Москва – Киев приносит украинской экономике довольно большие деньги.

Введение визового режима с Украиной обсуждается где-то в России?

А. Гущин: Я не думаю, что Россия будет первой идти на какие-то серьёзные действия. Потому что что здесь надо учитывать? Ведь это заявление Омеляна имеет и внешнеполитический эффект для Украины. Мы видим, что у Украины сейчас достаточно сильно обострились отношения и с Венгрией, и с Польшей, и с целым рядом других государств. По многим параметрам идёт критика и со стороны структур Евросоюза. Поэтому такая эксплуатация военной темы и темы обрыва связей может быть воспринято на Западе определёнными кругами как попытка минимизировать возможное дальнейшее продвижение в ходе переговорного процесса. Поэтому с внешнеполитической точки зрения идти первыми на какие-то резкие шаги не очень правильно. Думаю, что данное заявление и с этой точки зрения ошибочно.

Что будет, если действительно железнодорожное сообщение между Украиной и Россией прекратится? Кто пострадает от этого на самом деле больше? Экономика Украины насколько пострадает от этого?

А. Гущин: Убытки будут очень большие. И, кроме того, это отразится и на человеческих связах, на общении людей. Поэтому, кроме пиара вокруг образа внешнего врага, я здесь не вижу совершенно никакого позитива. Потому что все остальные инициативы Омеляна, типа гиперлупы, железной дороги в Иран и т.п., – это всё пока фантомные вещи, которые зачастую вызывают даже иронию. А вот те проблемы, которые есть в "Укрзализницах", до сих пор, к сожалению, не решаются. Более того, в своё время В. Гройсман перевёл в подчинение кабмину всё это министерство. Поэтому лучше было бы, наверное, обратить внимание на эти проблемы, чем заниматься таким политическим пиаром, против которого выступает значительная часть украинского общества и экспертного сообщества. И эта часть растёт.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация