Картинка

Актуально В правительстве Медведева предложили новый способ борьбы с коррупцией

9 августа 2018, 12:28

Минэкономразвития России разработало новый способ борьбы с коррупцией в масштабах всей страны. Суть его в том, что контролировать ситуацию с распространением спрута мздоимства можно будет путём опроса населения в регионах.

В специальных анкетах респондентов попросят назвать степень коррумпированности органов власти и общественных институтов, с которыми они сталкиваются в обыденной жизни. Их спросят и о том, как часто вымогали у них взятки в поликлиниках и больницах, детских садах, школах и вузах, при оформлении пенсий и социальных выплат, решении проблем в связи с призывом на военную службу, обращении за помощью и защитой в полицию. А также попросят сказать, что им известно об антикоррупционных мерах, которые предпринимают федеральные власти.

На суд населению вынесут 19 органов власти и общественных институтов. Среди них правительство, Госдума, региональные и городские власти, политические партии, армия, районные и окружные суды, правоохранительные органы, ГИБДД и т.д. Честность их работы нужно будет оценить по шкале от 1 до 4, где 1 обозначает "абсолютно честный", 2 – "довольно честный", 3 – "довольно нечестный" и 4 – "абсолютно нечестный". Целью подобных опросов является оценка уровня, структуры и специфики коррупции в регионах, а также эффективности принимаемых антикоррупционных мер.

Точка зрения председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Викторовича Кабанова.

К. Кабанов: Я услышал нотки иронии в вашем голосе. И она объективно правильная. Потому что социальные опросы – это не есть мера борьбы с коррупцией. Это метод, который должен показывать эффективность тех или иных мер, реализуемых по противодействию коррупции. В национально плане по борьбе с коррупцией записано, во всяком случае, именно так. Вообще, Минэкономразвития очень быстро отчиталось…

Респонденты анкет, о которых говорится, будут первыми попавшимися простыми гражданами?

К. Кабанов: Да, это будут простые граждане, средние бизнесмены. И вообще это мера против низовой коррупции. На самом деле президент поставил задачу, и в ней не говорится о низовой коррупции. А вот в Национальном плане сказано: провести разработку мер по анализу эффективности предпринимаемых шагов по противодействию коррупции путём опросов. А основная угроза исходит от системной коррупции, так называемой межведомственной коррупции, коррупции, которая связана с потоками бюджетных средств. Вот основные проблемы.

Потому что методы, как бороться с низовой коррупцией, понятны. Изменяем процедуры, как это было сделано с помощью введения "одного окна". Такая коррупция, когда мы раньше бегали и искали, как бы быстрее сделать себе загранпаспорт, исчезла. Её не стало, потому что процедура выдачи загранпаспорта изменилась. Заменили, например, сотрудников ГИБДД на камеры, и коррупция тоже там исчезла. Во всём мире коррупция уходит оттуда, где начинают применяться технологии.

Уверяю, что ничего никуда не делось.

К. Кабанов: На самом деле там, где встречаются сотрудники ГИБДД, например, на трассе Москва-Юг сотрудники ГИБДД просто выстраиваются в очередь через каждые полтора километра, чтобы собирать дань с людей, едущих в Крым, всё понятно. А вот на трассе Москва – Санкт-Петербург, где стоят камеры и нет сотрудников ГИБДД, водителям просто не с кем коррумпироваться. То есть, методы, как бороться с низовой коррупцией, понятны.

Вопрос в том, чтобы опросы, которые предлагаются правительственной программой (понятно, они нужны, чтобы проверить некую эффективность), как бы сами не превратились опять же в некую коррупционную историю, поскольку достаточно большие средства планируется выделить на социологические исследования, а проверить объективность этих опросов будет достаточно сложно. Поэтому я, как бывший сотрудник спецслужб, являюсь большим сторонником оперативных опросов, которые проводят спецслужбы.

Известно, что главное в борьбе с коррупцией – это неотвратимость наказания...

К. Кабанов: Существует два главных посыла в борьбе с коррупцией. Первый. Когда известны коррупционные практики, надо изменить процедуру, чтобы их было невозможно реализовать. Надо убрать орудие "производства", то есть процедуру, функцию. И второй – это неотвратимость и жёсткость наказания.

Как борются с коррупцией среди чиновников в основном во всех цивилизованных странах, где коррупция гораздо ниже, чем в России? Просто анализируют затраты человека. И потом берут его за шкирку, не дожидаясь доказательств, что этот нехороший человек брал эти деньги…

К. Кабанов: И у нас уже делают так. За 2017 год количество чиновников, привлечённых к ответственности за недостоверное декларирование, превысило несколько десятков тысяч человек. Просто об этом не говорят, хотя этот факт надо показывать людям, чтобы они поверили, что в государстве на самом деле в антикоррупционном плане что-то работает.

Наверное, декларирование – хороший способ, но от честного декларирования тоже всегда можно отойти с помощью переписывания своего имущества на родственников…

К. Кабанов: Уже нельзя. Я участвую в программе контроля и могу сказать, что ну очень сложно это сделать. Помните поговорку про хитрую и болт с резьбой, поэтому не получается уже. Находят, где бы это ни было спрятано.

Словом, подобной методикой можно будет измерить уровень низовой коррупции. Так что мера эта, во всяком случае, не вредная, а где-то даже необходимая.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация