Актуально Автостраховщики хотят ограничить пятью днями срок обращения за выплатой по ОСАГО
Российский союз автостраховщиков (РСА) предложил лимитировать пятью днями срок обращения за выплатой по ОСАГО. Страховые компании придумали радикальный способ борьбы с автоюристами, которым пытаются противостоять уже несколько лет. Они предложили Минфину ограничить автомобилистов и ввести пятидневный срок, в течение которого нужно сообщать компании о страховом случае по ОСАГО, то есть о происшествии. Такая мера позволит избежать случаев, когда об убытке сообщается спустя долгий срок после аварии. Почему так происходит?
Разъясняет заместитель гендиректора Межрегионального экспертно-технического центра Александр Зайцев.
Почему автостраховщиков раздражают автоюристы? Что плохого в том, что человек не через пять дней, а через две недели подал заявление о том, что произошло с его автомобилем?
А. Зайцев: Достаточно сложно проверить обстоятельства ДТП, например: выехать на место ДТП, расследовать обстоятельства ДТП, собрать те же самые осколки. В зимнее время это вообще невозможно практически сделать. Опять же все проверка, которую проводит страховая компания, как раз подтверждает: мошенническое или обоснованное обращение в страховую компанию. Думаю, что в данном случае эта мера направлена именно на это.
На сегодняшний день у нас пятидневный срок обращения уже введён. И эта практика как раз по европротоколу, то есть, когда на место ДПТ не вызываются сотрудники ГИБДД. Там также установлен срок 5 дней.
Единственное, что непонятно в этой ситуации: данная норма противоречит Гражданскому кодексу, где у нас прописан двухгодичный срок исковой давности по ущербу. Поэтому в данном случае позиция РСА расходится с ГК РФ. Как это всё будет сочетаться в рамках федерального закона, я на сегодняшний момент не понимаю.
Страдать от лимита в 5 дней автовладельцы будут каким-то образом? Это будет удобно, неудобно или вообще все равно?
А. Зайцев: На самом деле обращение сейчас предусмотрено у многих страховщиков в любом виде, даже в электронном виде. Многие страховщики готовят приложения, по которым можно обратиться. Сам Российский союз автостраховщиков разрабатывает тоже подобное мобильное приложение. Точно известно, что оно уже полгода проходит тестирование. То есть, можно будет обратиться посредством этого приложения. Поэтому думаю, что в данном случае те потребители, которые сейчас поднимают волну недовольства, сами, в общем, и обращаются в эти сроки.
Ещё хочу сказать, что, скорее всего, пять дней обращения будет с момента вынесения решения. Потому что все говорят, что есть группы разбора, есть постановление и прочее. Думаю, что это будет с момента закрепления вины одного из участников. То есть, тогда должно быть обращение. На самом деле страховщики уже делают всё возможное, чтобы именно добропорядочные страхователи не страдали. Потому что действительно процент мошеннических случаев достигает порядка 20 процентов от всех обращений.
Я, например, пострадавшая сторона и по какой-то причине откладываю посещение страховой компании. Ну, так вот получилось. Как я смогу доказать, что не смог прийти раньше? Мне что нужно будет собирать какие-то справки, доказательства?
А. Зайцев: На сегодняшний момент Российский союз автостраховщиков говорит, что вы должны будете подтвердить причину своего отсутствия. На самом деле, как я уже сказал, многие страховщики принимают даже по телефону звонки с обращениями, присваивают номер дела и говорят, что автолюбитель с этим номером дела может обратиться. На самом деле перечень точек, куда можно обратиться, сегодня достаточно широкий. В том числе по городам-миллионникам: Москва, Санкт-Петербург и прочие. И в регионах достаточно много партнёров, куда можно обратиться. Опять же это можно сделать через электронный сервис, написать обращение. Если машина недвижима, к вам приедет аварийный комиссар, эта услуга очень часто предоставляется страховщиками, он может собрать документы и осмотреть автомобиль на месте. Поэтому это не должно составить проблему.