Актуально Авиация жалуется на беспилотность
• На фоне роста авиаперевозок и усиления борьбы Росавиации с негосударственными учебными заведениями авиакомпаниям России стало не хватать пилотов. Дефицит составляет 300-500 коммерческих пилотов в год, а число выпускников и уровень их образования авиакомпании не устраивают. Отрасль предложила Минтрансу не препятствовать в подготовке лётного состава в частных учебных центрах и валидировать зарубежные свидетельства пилотов, но в Росавиации настаивают на усовершенствовании государственных образовательных стандартов и выступают против упрощённой подготовки пилотов.
Ситуацию анализирует исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Константинович Пантелеев.
Авиакомпании не устраивает уровень подготовки пилотов. В чём тут дело? Что сегодня происходит не так в этой отрасли?
О. Пантелеев: Если говорить в целом, то авиаперевозчиков не устраивают два момента. Во-первых, то количество курсантов, которое выпускают учебные заведения. Некоторые действительно проблемы возникают, когда перевозчики не могут отобрать себе нужное количество специалистов для того, чтобы уже с ними можно было далее работать.
А как перевозчики их отбирают?
О. Пантелеев: Авиакомпании начинают посещать учебные заведения и знакомиться с молодыми людьми ещё на третьем курсе. И стараются уже на этом этапе отобрать для себя наиболее толковых, квалифицированных курсантов.
Вторая проблема связана с тем, что полученные навыки в учебных заведениях не позволяют авиакомпаниям пустить такого молодого специалиста за штурвал. Дело даже не в том, что в учебном заведении его не учат на те типы воздушных судов, которые могут быть в той или иной авиакомпании, проблема в том, что не у всех достаточный уровень навыков, квалификации, знания нормативных документов и английского языка. Другими словами, этих молодых людей нужно ещё длительное время доучивать. И это приводит к тому, что полгода после того, как выпускник пришёл в авиакомпанию, с ним продолжают работать, не пуская его за штурвал. Иногда больше, иногда меньше.
Мне не так давно удалось посидеть за тренажёром, на котором пилотов "Боингов" обучают. Во-первых, я был потрясён, какая это адская работа – управлять самолётом. А, во-вторых, мне вдруг стало понятно, что для того, чтобы сесть за штурвал настоящего лайнера, будущий пилот, наверное, должен много-много часов провести хотя бы на таком тренажёре. Здесь проблема базы, времени или чего-то ещё, чтобы будущего пилота натаскать, обучить качественно, чтобы можно было сказать, что этот парень готов поднимать настоящий самолёт в воздух?
О. Пантелеев: Проблем действительно очень много. Если говорить о лётных навыках, то необходимо, чтобы в учебных заведениях было достаточное количество исправных воздушных судов. И, помимо прочего, чтобы было достаточное количество пилотов-инструкторов. То есть, тех, кто учит молодёжь летать. Огромное количество представителей инструкторского состава просто-напросто перешли в коммерческие авиакомпании, потому что уровень зарплат в реальных авиакомпаниях и в учебных заведениях отличается не на десятки процентов, а в разы. Поэтому мы видим, что многие курсанты не могут своевременно отлетать то количество часов, которое положено по учебной программе. И программу одного года они долётывают в другом. Всё это, безусловно, очень серьёзно затягивает сроки обучения.
Кроме того, нужно всё-таки все лётные навыки обретать и закреплять, но если полёты происходят нерегулярно, то и закрепление навыков происходит не очень эффективно.
Какой выход? Что делать? Принимать на работу зарубежных пилотов, выходцев из стран СНГ?
О. Пантелеев: Если говорить о сиюминутной реакции на сложившуюся проблему, то нанимать пилотов из других стран – это едва ли не единственный выход, каким образом можно "потушить пожар".
Но, конечно же, речь идёт в первую очередь о том, чтобы разрушить монополию государства на подготовку лётных кадров. Я не считаю, что только лишь государственные учебные заведения должны обеспечивать приток молодёжи в гражданскую авиацию. Такие учебные заведения могут быть созданы при авиакомпаниях. Крупнейшие авиаперевозчики, безусловно, будут соблюдать все стандарты, связанные с подготовкой персонала, потому что для них это вопрос выживания, причём в ближайшем будущем.
Ну и, в конце концов, если уж на то пошло, то и финансирование государственных учебных заведений тоже нужно увеличивать, чтобы в первую очередь было достаточное количество квалифицированных инструкторов, чтобы они не разбегались.
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.