Завтра в мире Цифровая стратегия Москвы: социальная часть
Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.
Программа из цикла, посвящённого будущему нашей столицы. Мы обсуждаем, как будет выглядеть этот город согласно цифровой стратегии Москвы "Умный город-2030". Сегодня мы поговорим о социальной части цифровой стратегии.
В студии – Алексей Чукарин, заместитель руководителя департамента информационных технологий города Москвы. Мы с ним говорили о том, как будет реализована социальная часть цифровой стратегии Москвы "Умный город-2030".
Продолжаем обсуждать цифровую стратегию Москвы "Умный город-2030". Настала пора поговорить, а где же здесь человек? Где же здесь социальная составляющая? Как это будет выглядеть? Что вы учли?
А. Чукарин: Человек, конечно, у нас везде. И не только в социальном блоке, который является главным, определяющим для всей стратегии. Человек у нас также главный, как сейчас модно говорить, актор или главное действующее лицо и во всех других направлениях. Потому что и цифровая мобильность, и цифровая экономика сама по себе, и цифровая среда обитания в городе делаются не ради того, чтобы какие-то загадочные нолики и единички где-то на просторах нашего городского пространства находились. Нет, это делается ровно для того, чтобы человек мог получить и ощутить новые удобные свойства той среды, в которой он обитает. И действительно, мы самым первым номером нашей стратегии считаем направление, с помощью которого в городе будет развиваться социальный и человеческий капитал.
Что такое социальный и человеческий капитал? В последнее время об этом так много говорят. Очень красивая фраза, но пока не все понимают, что это такое?
А. Чукарин: Прозвучит немного утрировано, но город сам по себе не является ни умным, ни глупым. Это просто набор взаимодействующих объектов. Но, чем умнее, в хорошем смысле этого слова, жители, которые живут в городе, чем умнее способы общения их между собой, те ресурсы, которые они привлекают, тем город становится сам как следствие тоже умнее. Поэтому мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы каждый у нас житель в максимальной степени пользовался теми самыми современными возможностями как технологическими, так и возможностями по взаимодействию между собой для того, чтобы умные жители формировали ту самую умную среду, тот самый умный город, о котором мы говорим. Именно поэтому не обойтись без здорового человека, который следит за своим здоровьем не только тогда, когда он уже стал пациентом здравоохранения, а в том числе обеспечивает какую-то профилактику себя, а город ему в этом помогает. Не обойтись и без образованного человека, причём образованного не только в школе, когда дети учатся на уроках информатики основам программирования, но образованного в полном смысле этого слова, подготовленного члена общества, который, по сути, своими руками, своей головой создаёт те, иногда невидимые, но точно существующие преимущества для самого себя или для города, или для региона, в котором этот человек находится. Также важны культурный аспект и социальный аспект.
Без ложной скромности скажу, Москва на сегодняшний день – один из самых продвинутых городов не только в России, но и в мире. Он выглядит на фоне других городов вполне себе. Но вы наверняка себе что-то нарисовали, как это должно выглядеть к 2030 году. А вот можно представить себе эту картинку? Итак, если всё удастся, то что? То среднестатистический житель города Москвы уже в 2029 году…?
А. Чукарин: Он несомненно ведёт более здоровый образ, причём не только за счёт того, что он вдруг резко захотел этого, а за счёт того, что город ему в том числе помогает. Он имеет возможность посещать любые культурные мероприятия, в том числе с использованием инструментов виртуальной реальности. Он, что является одним из самых важных, имеет возможность получать образование и развиваться в любом месте в любое время в зависимости от тех потребностей, которые возникают у нашего горожанина. Ведь сейчас цикл образования ограничен, по большому счёту, рамками детского сада, школы, вуза, а дальше 90 процентов людей, которые выходят на работу, к сожалению, не очень задумываются о том, что в современном мире образовательный процесс – это неотъемлемая часть развития любого современного человека.
Действительно очевидно, что он уже не заканчивается в этом мире, к которому иначе никак не приспособишься. И...
А. Чукарин: И поэтому город как платформа, по большому счёту, будет создавать те самые возможности, чтобы человек вовремя получал информацию не с помощью какого-то менторского тона, а информацию, важную для его гармоничного развития, которая будет доступна через либо мобильное устройство, либо через то устройство, которое в 2029 году будет у человека в руках.
Вот кто бы знал, что это будет?
А. Чукарин: Это очень интересная история. Мы с футурологами периодически обсуждаем, как будет выглядеть персональный гаджет в 2029 году. Пока, в целом, все сходятся на том, что вряд ли это будет прямо на 100 процентов вживлённое куда-то в человека устройство. К счастью, до этого к 2030 году не дойдём. Но, по крайней мере, дополнительные возможности на персональном гаджете точно появятся. Соответственно, этот персональный гаджет почти наверняка будет складываться в комочек, почти наверняка он будет поддерживать технологии голограммного воспроизведения, в том числе видеоизображения.
Я поймала себя на мысли, что неудобен мне стал что-то смартфон.
А. Чукарин: Великоват.
Как-то я бежала по эскалатору в Москве, держала смартфон, что-то в нём читала или кому-то писала, и я вдруг почувствовала эту потребность, что должно быть по-другому. Значит, это по-другому скоро появится.
А. Чукарин: Да, и крупные корпорации тоже на месте не стоят. Если посмотреть патенты, которые получают наши гиганты, то среди этих патентов как раз есть и гнущиеся экраны, и возможности тактильного ввода, и возможности нейроввода через нейроинтерфейсы, и возможности использования тактильных голограмм (тоже очень интересная возможность). Соответственно, опять мы вспоминаем про технологии 5G – огромное количество устройств на квадратный сантиметр. И здесь полёт фантазии действительно ничем не ограничен.
Но это если мы говорим об образовании. Действительно образовательные возможности должны быть всегда рядом. А если мы говорим о здоровье в большом городе. Вообще, большой город не ассоциируется в массовом сознании со здоровьем и долголетием, потому что это стресс, это плохая экология....
А. Чукарин: Именно поэтому город обязан помогать горожанам быть здоровыми. И эта помощь горожанам в том, что они будут сохранять своё здоровье или будут, по крайней мере, меньше его портить. Это, по большому счёту, ответственность города. Если мы говорим именно про конкретные мероприятия, которые мы намечаем на ближайшие 5-7-10 и даже 12 лет, мы будем активно развивать и среду информационного обмена между государственными и частными предприятиями, касающегося здоровья человека. Это так называемые "электронные медицинские карты". Мы будем развивать все технологии и инструменты, позволяющие, пусть это сейчас пока громко прозвучит, даже, наверное, немного фантастически, но, тем не менее, позволяющие управлять геномом. Опускаем пока слово "редактировать" геном, но управлять геномом, потому что есть куча наследственных или других заболеваний, которые подлежат лечению только на генетическом уровне. Естественно, все крупные корпорации, крупные города видят свою роль в том, чтобы помогать человеку становиться здоровее. Плюс, естественно, мы будем продолжать создавать единую информационную среду для всех медицинских работников, которые в городе существуют. Это непреложный факт, и Москва будет двигаться в этом направлении.
То есть, это единая платформа, на которой они могут получать информацию, доступную всем, и обогащать друг друга какими-то своими кейсами?
А. Чукарин: Даже шире. Это единая платформа, в которой доступна информация о состоянии здоровья горожанина плюс предусмотрено использование современных технологий для помощи в диагностике сложных заболеваний. Мы какое-то время назад уже рассказывали по второе зрение, которое сейчас уже в Москве пилотируется и помогает выявлять сложные заболевания на разных стадиях. Не очень высокий процент повышения качества диагностики (здесь надо отдать должное московским врачам, они высокопрофессиональный диагносты), но даже доли процента, когда мы говорим о здоровье человека, – это существенный вклад в качество оказываемой медицинской помощи.
Как вы планируете работать с населением? Люди должны привыкать к тому, что их жизнь становится буквально цифровой. И если мы говорим об образовании, всё-таки образование сейчас интересно молодым мобильным и активным людям, которые и так с гаджетами не расстаются. Они все равно в них живут, поэтому надо туда вам прийти. А если мы говорим о здоровье, здоровье молодых людей очень и очень важно, но, наверное, большего внимания всё-таки сейчас требует здоровье людей третьего возраста. И вот их туда надо будет привести. Туда прийти, а сюда привести. Как будете их приводить?
А. Чукарин: Здесь, как ни странно, ответ очень простой. Москва очень активно работает с людьми третьего возраста, и, по большому счёту, когда мы говорим о том, что у наших врачей и у наших диагностов появятся дополнительные инструменты, для человека в принципе ничего не изменится в худшую сторону. То есть, все те возможности, которые у него были, они останутся, но просто дополнительно появятся те инструменты, которые являются наиболее современными и наиболее перспективными с точки зрения организации медицинской помощи, организации медицинской помощи и медицинского обслуживания на дому, потому что это тоже достаточно серьёзный вопрос. Не всегда наши пожилые горожане способны вовремя и самостоятельно даже вызвать "скорую помощь". А это иногда приводит к тяжёлым ситуациям. Мы вспоминали когда-то про страшную аббревиатуру Интернет вещей Ай-о-Ти (Internet of Things). Технологические решения нам и в этом будут помогать для того, чтобы обеспечивать круглосуточный мониторинг здоровья пациентов, которые находятся, например, на надомном содержании.
Завтра в мире. Все выпуски
- Все аудио
- Завтра в мире
- "Стартап дня"