Авторские материалы Как царь "балеты" смотрел: о театральной выставке в Коломенском
Персоны
Выставка "Государевы потешники: театральная культура России XVII столетия" открылась во дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском. На экспозиции в рисунках и документах рассказана история придворного театра. Среди экспонатов – одна из первых афиш, архивы и книги XVII века, а также – интерактивная зона с макетом сцены и государева трона. Откуда пошел театр в России, узнала корреспондент "Вестей FM" Анна Владимирова.
Зайдешь во дворец, а вокруг развешаны гусли, свистки, маски. Рабочие инструменты скоморохов уносят посетителей назад – в прошлое. До середины XVII века за развлечения на Руси отвечали шуты и ряженые. Они исполняли на площадях для народа потешные сценки, ревели медведем, "ходили гоголем". Для забавы царских особ привлекли более "весомых" артистов. Однажды в дар государю Михаилу Федоровичу персидский шах Абаз отправил двух индийских слонов. Правда, по пути в холодную Россию с теплолюбивыми животными случился конфуз. Рассказывает куратор выставки Степан Шамин.
ШАМИН: Еще по дороге в Москву слоны обморозили себе уши. Слоновщикам для поддержания слоновьего здоровья полагалась водка. Один раз слоновщики вместо того, чтобы выделенное ведро водки отдать слонам, потребили его сами. Слоны замерзли. Слоновщики были наказаны. Для слонов сделали теплую обувь, специальную одежду на уши. И в таком вот закутанном виде слоны добрались до Москвы.
Эту трагикомичную историю, как и многие другие, на выставке можно увидеть в красках. Молодые художники изучили архивы и сделали иллюстрации площадных и придворных потех – от их появления до полного исчезновения.
Скоморошество в России было явлением самодостаточным и не перешло на большую сцену. Когда начались гонения на бродячих артистов, уличные выступления практически прекратились. Говорит куратор выставки Алла Собенина.
СОБЕНИНА: В этот сложный период начинает формироваться европейский театр в России. При дворе постоянно существовали какие-то развлечения. Даже был сформирован такой цирк для Алексея Михайловича, где немецкие канатоходцы ему различные трюки показывали. Поэтому любовь к театру у него сформировалась с детства. Он читал о том, что в Европе есть такое явление, как театр. Это все было описано очень красочно. И, конечно, царю хотелось, чтоб что-то такое было и при его дворе.
Первый профессиональный спектакль был показан царю 16 февраля 1672 года. Развлекательное действо с музыкой и танцами называлось "балет". На выставке создана инсталляция по образу театрального интерьера в Потешном дворце Кремля: макет сцены, ложа царицы и царевен – они наблюдали за происходящим из-за специальной шторы. В зале также установлен стилизованный трон государя. Каждый гость может присесть на него и прослушать пролог того самого представления. Интерактивный формат показа – то, что сейчас нужно публике, уверен директор музея-заповедника "Коломенское" Сергей Худяков.
ХУДЯКОВ: Сегодня уже у нас не XVII век, а XXI. Поэтому, прокладывая мостик в XVII век, мы стараемся найти приемы современные, музейные, которые бы заинтересовали посетителей. Мы бы хотели, чтоб эта выставка обросла мастер-классами, лекциями, интересными перфомансами – студенческими или артистическими, театрально-концертно-музейными делами.
Материалы для экспозиции – музыкальные инструменты, кожаные маски, образцы тканей, казначейские отчеты – собраны по театральным музеям, архивам и библиотекам. Главным артефактом стал подлинник одной из первых театральных афиш. Она принадлежала труппе уроженца Страсбурга Симона Даненфельса, прибывшей в июне 1644 года в Псков.