Авторские материалы Народный промысел защитят от подделки с помощью арт-резиденций
Персоны
Активисты ОНФ предлагают избавиться от контрафакта предметов народного промысла. Идея заключается в создании так называемых арт-резиденций, где художники могли бы жить, работать и развивать творчество. О поделках и подделках – в материале корреспондента "Вестей FM" Ольги Матвеевой.
Ярко-синие цветы, птицы и живописные орнаменты, рассыпанные по белому фарфору: это – традиционная гжельская роспись. Секреты народного промысла истинные мастера бережно хранят с конца XVIII века. Однако достать ручную работу кисти такого художника в наши дни достаточно сложно. Даже магазины на главных туристических улицах столицы заполнил контрафакт: узоры – тусклые, мазки – неаккуратные, цена – приемлемая – 200 – 500 рублей. Разглядеть подлинное искусство в массе фальшивок для обычного покупателя или иностранца зачастую – непосильная задача, говорит эксперт народно-художественных промыслов Ирина Соловьева.
СОЛОВЬЁВА: Древнейший промысел, древнейшая техника, которая полностью сохранила свои традиции. На Западе ручная работа – это всегда невероятно дорогие вещи. Их не каждый может себе позволить, потому что это всегда – luxury. А у нас ручной промысел свели до уровня кустарного производства. Беда ведь еще в том, что приезжают те же иностранцы, и им без разницы – полхов-майданская, сергиевопосадская или еще какая. Главное – матрешка, главное – a la russe.
Действительно, львиная доля изделий якобы из Гжели или Хохломы имеет сомнительное происхождение. Шкатулки, посуду и небольшие фигурки новоявленные мастера расписывают дома или в гараже. Для этого не нужно особого оборудования, неважна и технология. Другое дело – подделка в промышленных масштабах. Так, например, в Турции оборудуют целые фабрики по производству павловопосадских платков. 5 лет назад в Перми таможенники задержали партию китайских матрёшек. Контрафактный груз содержал почти половину годового выпуска завода.
Свой способ борьбы с подделками предлагают в Общероссийском народном фронте. Активисты предложили создать арт-резиденции. Там художники могли бы жить и творить, развивая подлинный народный промысел, говорит эксперт ОНФ и заведующая выставочным отделом Дарвиновского музея Яна Шклярская.
ШКЛЯРСКАЯ: Если мы говорим о поддержке народных промыслов, то необходимо в этих поселениях, где существует промысел, выкупить обычный деревенский дом и сделать его круглогодичной гостиницей для художников. Представьте себе, что вы молодых дизайнеров отправляете в поселок Архангельской области. А в этой местности есть секрет этого ремесла. Дизайнеры понимают, как это делается, они вникают в процесс и могут совместить свои идеи с традиционным производством.
Золотая, черная и красная, иногда зеленая – типичные краски для хохломских узоров. А вот изделия, расписанные "под хохлому", специалистам даже имитацией назвать трудно. Подпольные мастера берут оригинальные оттенки, но орнаменты – совершенно разные. Предприятие в Нижегородской области запатентовало более чем 800 видов изделий. Однако даже авторские права не дают особых гарантий в суде. Процесс, когда сеть гипермаркетов обязали выплатить заводу компенсацию в 400 000 рублей за торговлю контрафактной хохломой, в судебной практике был единственным. Улучшить ситуацию могла бы обязательная маркировка товара, говорит управляющий партнер юридической фирмы "Интеллектуальный капитал" Роман Скляр. Для этого необходимо обязать розничного продавца выставлять только лицензированную продукцию. Тогда недобросовестный производитель сам будет вынужден доказывать, что его изделие не нарушает авторские права и может находиться на полках магазина.
СКЛЯР: Проблемой является высокая стоимость оформления прав. Если, например, ФИФА или Олимпийский комитет могут себе позволить оформить 15 – 20 наименований и потом их защищать, то производители народных промыслов, как правило, организации небогатые. А объем прав – значительно больше. Каждое изделие можно фактически защищать в качестве образца, а это требует денег на оформление и ежегодное поддержание в силе. Поэтому производители защищают свои изделия путем признания авторских прав. А доказывать авторские права в суде – очень тяжело.
А пока специалисты советуют быть внимательнее самим покупателям и не приобретать сувениры и фарфор в подземных переходах – там точно оригинальных изделий не найти. В магазине следует внимательно рассмотреть рисунок. Роспись должна быть аккуратная, без подтеков. Федоскинскую шкатулку нужно похлопать по крышке: если звук – глухой и мягкий – это хорошо, если звонкий – значит, скорее всего она, изготовлена из прессованного картона. Но чтобы окончательно убедиться, можно попросить сертификат производителя. Например, у жостовских подносов на тыльной поверхности всегда будет стоять штамп. А на павловопосадские платки прикрепляются 2 ярлыка, на одном из которых будет название рисунка, а также – фамилия и имя художника.