Авторские материалы Как зарождался кубизм: о выставке в ГМИИ им. Пушкина
Персоны
Рождение шедевра. Выставка "Анатомия кубизма" открылась в ГМИИ имени Пушкина. В фокусе экспозиции – картина Пабло Пикассо "Авиньонские девицы" и тайна ее создания. Художник изучал античные статуи и творения современников, сделал сотни набросков – и в итоге написал картину-революцию. "Авиньонские девицы" открыли очередную эру в истории искусства. С этого полотна начался кубизма и новый виток в творчестве Пикассо. Выставку посетила корреспондент "Вестей FM" Анна Владимирова.
Пролистать рабочую тетрадь художника, проследить за движением его карандаша, понять замысел его кисти – и таким образом открыть для себя "Анатомию кубизма". Эскизы и наброски Пабло Пикассо к "Авиньонским девицам" впервые представлены в Пушкинском. В соседстве с ними – шедевры античности, вдохновившие гения, и знаменитое "Купание" Поля Сезанна, перед которым Пикассо преклонялся. Компактная экспозиция находится рядом с Греческим двориком. Структура выставки и ее расположение – не случайны, говорит директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.
ЛОШАК: Мы соединили нашу коллекцию музея с его античным, африканским, египетским искусством, чтобы показать транскрипцию того, как складывается кубизм. Пикассо все время об этом говорил, для него это было очень важным движением – подчеркнуть, как на него влияет искусство, которое он видит и знает. Он был человеком чрезвычайно образованным, насмотренным и открытым. Все те образы, которые находятся в одном пространстве, в одной инсталляции, на одном столе с Пикассо, – отражение вот этого пути.
Художник работал над "Авиньонскими девицами" 9 месяцев – в течение 1907 года. Каждый день на страницах линованной тетради появились все новые – то четкие, то слегка размытые – дамские фигурки. Плавные линии бедер, смело прорисованная грудь. На одном рисунке дама возлежит на спине, закинув локти за голову. На другом – хаотично очерчены десятки женских контуров. Тетрадь с рисунками попала в Москву из дома-музея Пабло Пикассо в Малаге. Его директор – Хосе Агилар – уверен: то, что бесценный экспонат представлен в подборке с древними арт-объектами, абсолютно логично.
АГИЛАР: Во всем мире известно, что именно африканское и египетское искусство очень повлияли на анатомию, строение кубизма. Очень важно было найти это влияние. Но еще важнее – умело воспроизвести тот диалог, который Пикассо вел с великими художниками, скульпторами, с самой историей. Именно в этом диалоге родилась его персональная истина.
Пикассо изучал работы старых мастеров, чтобы создать нечто совершенно новое по форме и цвету. Он никого не хотел провоцировать, а просто искал свой художественный язык. Когда "Авиньонские девицы" были закончены, картину не сразу оценили даже друзья живописца. Словно составленные из ромбов обнаженные женские тела, нескромно заломленные руки, вызывающие позы. На лицах двоих – африканские маски. Остальные – сами смотрят тигрицами. Эти дамы в розово-голубых тонах излучают порок, вожделение, мрачное торжество плоти. Ничего подобного живопись Старого света прежде не знала, говорит куратор выставки Сурия Садекова.
САДЕКОВА: Это картина-революция, потому что она полностью перевернула все законы, по которым существовало европейское искусство на протяжении предыдущих пяти столетий. Эти основы были заложены итальянским Возрождением. Основываясь на классических произведениях античного искусства, тем не менее, он сумел сломать все каноны и красоты, и законов искусства.
"Авиньонских девиц" не сразу представили публике. Музеи считали картину слишком вызывающей. В 1920 коллекционер Жак Дусе купил ее у Пикассо. А в 1937 полотно впервые попало на выставку.