Актуально За лазерный луч в небо могут и посадить

31 августа 2018, 12:48

За лазерное хулиганство хотят ввести административную ответственность. Поправки в КоАПП разработал Ространснадзор. В службе предлагают отправлять виновных под административный арест на 15 суток. Также Ространснадзор считает необходимым увеличить максимальные штрафы за уже предусмотренные в кодексе нарушения, угрожающие безопасности полётов. Например, за использование петард рядом со взлётной полосой, за проход или проезд по территории аэропорта без разрешения. Эксперты отмечают, что ужесточение ответственности напомнит гражданам о серьёзности последствий, к которым может привести такое хулиганство.

Точка зрения Сергея Сергеевича Юрьева, председателя общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта, доктора юридических наук.

Как-то в последнее время мы всё меньше и меньше слышим об этих безобразных историях, когда лазерными лучами светят в кабины пилотов самолёта. Это говорит о том, что таких случаев стало вообще мало? Или они есть, просто не выносятся на поверхность?

С. Юрьев: Такие случаи, конечно, есть. Другое дело, что, к счастью, они не приводят к печальным последствиям.

А насколько серьёзно мешает лазеры пилотам во время взлёта и посадки?

С. Юрьев: Естественно, всякое вмешательство в человеческое зрение негативное. Если лазер направить прямо в лицо пилоту и пилот потеряет ориентацию, то может быть и катастрофа воздушного судна. Поэтому Международная организация гражданской авиации и авиационные власти России принимают всякого рода меры для пресечения подобных действий. В этой связи инициатива Ространснадзора заслуживает поддержки.

Мне кажется, что найти виновных в таких случаях очень не просто. Расстояние огромное, и пока кто-то там подаст жалобу, пока оперативники отреагируют, пока приедут на место, где, возможно, скрывался или скрывается "лазерный хулиган"... Конечно, можно делать ответственность за это более жёсткой, но поймать лазерных хулиганов – это вообще проблема или нет?

С. Юрьев: Конечно, это проблема. То, о чём вы сказали, является наиболее важным с точки зрения предотвращения опасных последствий такого рода антиобщественных действий. Очевидно, как говорят юристы, главное – не суровость наказания, а его неотвратимость. Поэтому, если взять аэропорт или аэродром, то это охраняемые зоны. Там есть службы авиационной безопасности, зачастую там есть и полиция, и охрана Минтранса. То есть, все в рамках своей компетенции там что-то делают. Сам по себе аэродром должен быть ограждён специальными заборами, оснащён по периметру камерами видеонаблюдения и т.д. Но вот полосы подходов, а это до 30 км зачастую от границ аэродрома, на этом достаточно широком пространстве, естественно, не поставишь на каждом углу, у каждой ёлки видеокамеру, поэтому розыск таких лиц представляет очень большую трудность.

В этой связи нужно какие-то меры принимать и оперативно-розыскного характера, и технического характера. Патрулирование с использованием дронов, профилактические меры воздействия, информирование людей. Многие решают просто поиграться лазером: добьёт он до самолёта или нет. Нужны также профилактические разъяснительные меры, а не только упование на силу какого-то юридического воздействия в виде штрафов, арестов и т.д.

А чем опасны петарды у взлётно-посадочной полосы?

С. Юрьев: Речь идёт не о взрывах петард за пределами аэродрома, а о взрывах петард на территории аэродрома или территории аэровокзала. Это уже совершенно другая история. Здесь, а все правила в авиации написаны кровью, любые такие нарушения могут привести к серьёзным последствиям для воздушного судна.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация